Затмение разума

Наш народ сегодня находится под давлением средств массового воздействия – телевидения  и интернета. Именно они объективность заменили пропагандистскими штампами, когда вместо взвешенного анализа общественных процессов мы получаем предвзятое навязывание популярных телеведущих, продиктованное властными персонами. 

Теперь это называется демократией для несогласных. Вся словесная муть оседает в сознании людей, формируя их эмоции и настроения. Какие? Мы видим по кризисам последних лет, даже они не смогли поднять общество на достаточно серьезные требования. Возможно, идет накопление предпосылок национальных конфликтов.

Еще лет сорок назад у меня в гостях был сегодня почти забытый, а некогда невероятно популярный актер и режиссер Ролан Быков. Он, рассуждая о нашем тогдашнем затхлом общественном застое, предсказал распад СССР. Был у него еще один прогноз, который, похоже, сегодня почти возможен – неизбежность третьей мировой войны. 

Воистину предчувствия творчески одаренных людей поразительны. Правда, уже все  понятно. В наших неприятностях были виноваты не только пятая колонна и вражеские  происки, но и мы сами. И диссиденты, к которым я тоже принадлежал, не причем. 

Да, среди советских людей было немало лояльных, ничего не имеющих против тогдашней власти. Просто произошло обуржуазивание социалистического общества. Народ и страна созрели для «капиталистического завтра», когда вся жизнь свелась к материальному комфорту и потреблению. Уже тогда главным карьерным усилием стало хорошо устроиться.

За туманом и за запахом тайги ехали немногие и чаще всего лишь в песнях. Не появилось новой большой вдохновляющей идеи. А в России без высокой идеи нельзя, она замещается мещанской жаждой личного обогащения, что вовсю процветало на Западе. 

Кто-то из наших социологов назвал это затмением разума, так как мы оказались на задворках капитализма. И большинство успело нахлебаться капиталистического рая. И теперь мы понимаем, какая идея движет российским либерализмом: истерически надрываться про жертвы 30-х и помалкивать про жертвы 90-х годов. Только, чтобы мы не захотели возвращаться к прежнему. 

Мы на 49 месте в мире по индексу человеческого развития. По продолжительности жизни – на 96, по смертности детей до года – на 48 месте. По текущим расходам на здравоохранение у нас 118 место, по расходам на образование – 88. По личной безопасности – 27 место, а по безопасности женщин – на 41. Убийственные цифры. Нам нужна встряска для возмущения.

Этот страшный случай в Саратове – убийство 9-летней девочки – взбудоражил все общество. Требуют смертной казни. Когда-то я был противником казни, с возрастом стал понимать – есть нелюди, недостойные снисхождения. Опять же при советской власти казнь была, того же Чикатило расстреляли.

 Так что вопросов много. Для думающих людей повод для размышлений, для остальных – один ответ: авось, все обойдется. Не обойдется.

С.Дьячков