Во имя прибыли или почему всё вокруг ломается?

Задумывались ли вы о том, что ваша техника ломается не случайно, а запланировано? Производителям невыгодно, чтобы их устройства работали вечно. Попользовались смартфоном максимум год-два, и будет вам — пожалуйте покупать новую модель.

Человечество придумало множество способов повышения надёжности техники и деталей. Но грамотный инженер, знающий как повысить надёжность, прекрасно представляет себе и как её искусственно понизить. Существует множество способов организации маленькой незаметной диверсии, которая приведёт к поломке сразу после окончания гарантийного срока на изделие. Это планируемое получение прибыли! Самое обидное, что в дорогой технике часто ломается что-то совсем мелкое и незначительное. Какая-нибудь пластмассовая деталька. Производитель, может, и выражает готовность эту деталь заменить, но по такой цене, что мы невольно задумаемся: а нужно ли чинить старое устройство, может проще купить новое?

Приведем список основных методов организации запланированного устаревания:

-Специальные микросхемы-счётчики, которые хранят статистику операций. Например, количество напечатанных на принтере страниц. Как только счётчик достигнет заранее заданного порога, устройство внезапно «случайно» выходит из строя.

-Использование дешёвых ненадёжных материалов. Выбираем какую-нибудь важную механическую деталь, без которой функционирование устройства становится невозможным, и делаем её из недолговечной пластмассы. (У меня в шкафу лежит дорогой объектив, который вышел из строя по причине поломки маленькой пластмассовой шестерёнки раскрытия диафрагмы).

-Несъёмный аккумулятор. (Действительно, если бы аккумулятор в моём телефоне был встроенным, мне бы не оставалось ничего другого, кроме как купить новое устройство).

-Неразборный корпус. Тут прямо простор для фантазии. Например, можно использовать клей или сварку вместо винтов. Если винты всё же есть, то сделаем у них уникальный рисунок головки, чтобы выкрутить их могли только в сервисном центре.

-Несовместимость с новыми компонентами. Интересный пример из той же статьи: разъём на материнской плате для установки процессоров Intel Core первого поколения имеет 1156 контактов (LGA 1156), а процессоров Intel Core второго поколения — 1155 (LGA 1155). Инженеры гордо отрапортовали, что «оптимизировали» количество разъёмов, а пользователям для замены процессора нужно приобретать новую материнскую плату.

Здесь перечислены только самые частые способы. Кто знает, что ещё придумали производители? Главное, чтобы эти способы были незаметными и не очевидными — потребителям вряд ли понравится явное ограничение срока службы приобретаемого ими устройства.

А ведь были времена, когда купив, скажем, граммофон, потребитель был уверен в том, что тот будет функционировать годами. Вещи делали такими надёжными, что ими могло пользоваться не одно поколение. Наверняка у вас есть такие изделия прошлого века, которые работают и работают, даже не думая ломаться. Качественные материалы, надёжная сборка, продуманная конструкция — всё это стандарты производства, которые в современном мире ушли в прошлое.

Идея запланированного устаревания родилась ещё в начале XX века — во времена Великой депрессии. В 1932 году Бернард Лондон написал сатирический памфлет «Конец депрессии через планируемое устаревание». Он в шутку предложил обязать потребителей возвращать товар производителю через определённый промежуток времени. Всё это могло бы оживить экономику и обеспечить заработок для множества безработных. В те времена это казалось смешным, в наше время это уже норма — вспомните про государственные программы утилизации автомобилей и другой техники.

На самом деле Бернард Лондон просто описал концепцию, до которой в те времена уже додумались многие производители. Широко известный пример — это так называемый картель Phoebus. В 20-х годах прошлого века производители электронного оборудования (в него, например, входили Philips и General Electric) заключили тайный договор об искусственном снижении срока службы ламп накаливания с 2500 до 1000 часов. Ну и заодно решили поднять на них цены. Представители картеля даже проводили регулярное тестирование ламп, выпущенных его участниками. Если лампа случайно не перегорала через положенные 1000 часов, то на её производителя накладывался штраф.

Так что идея намеренного изготовления некачественной продукции придумана капиталистами ещё век назад. Компании, которые по старинке делали надёжную технику, постепенно разорялись. Их место занимали компании, которые вовремя поняли, что потребитель не купит новое устройство, пока у него работает старое.

В наши дни эта идея получила новый виток развития — как итог создания из человека существо жителя-потребителя и этот потребитель хочет купить новую модель даже в том случае, если старая ещё вполне работоспособна: «Что это я буду как дундук с прошлогодним айфоном ходить?!».

До сих пор мы говорили только про устройства и технику. А ведь совсем не сложно организовать планируемое устаревание приложения или, например, операционной системы. Что если ошибки и ненадёжность всеми нами «горячо любимой» ОС — это не просто следствие некачественной разработки?

В любой операционной системе можно организовать незаметное накопление мусора, который постепенно будет замедлять её работу. Всегда можно «забыть» удалить неиспользуемые объекты в реестре или файлы на диске, «случайно» оставить старые версии компонентов. Да мало ли что можно придумать — главное, чтобы это было незаметно для пользователя. Работа системы будет постепенно замедляться и в какой-то момент потребитель задумается о приобретении новой версии системы, надеясь, что все недостатки в ней волшебным образом исчезнут.

С помощью программ также можно «помочь» устареванию периферийных устройств. Тут даже ничего не придётся делать — достаточно просто перестать выпускать обновления драйверов для новых версий операционных систем. Со сменой системы пользователь вынужден будет сменить и устройство — ведь без драйверов оно просто перестанет работать. Точно также устаревают и обычные приложения. Хотя обычно большинство приложений продолжают работать в новой версии операционной системы, сейчас всё чаще встречаются программы, которые просто перестают запускаться.

Как же нам вернуть надёжность нашей технике, как заставить производителей снова выпускать качественные и долговечные устройства? И вообще, возможно такое при капитализме, где прибыль стоит выше человека? И очень хочется вспомнить Советский Союз, где за выпуск некачественной продукции заводились уголовные дела.

По материалам открытого интернета. А.Клименков