ВЫСОЦКИЙ ПЛАКАЛ ИБО УЛИЦУ ЕГО ИМЕНИ, ПОХОЖЕ, БУДУТ СТРОИТЬ ВЕЧНО

5 июня глава города Николай Ренц отчитался перед городской думой о своих успехах за 2023 год. Предшествовал этому отчету главы города другой отчет, который Ренц предоставил Правительству Самарской области еще в декабре 2023 года. Он всего на 4 страницы и представляет собой сильно краткий итог работы за прошлый год. В этом кратком отчете было отмечено фантомное завершение строительства дороги на бульваре Высоцкого. Возможно, это просто досадная ошибка. Но если вспомнить всю трагикомедию хода строительства этой дороги, то можно предположить, что администрация решила закрыть этот вопрос хотя бы на бумаге. А то как-то некрасиво выходит, когда областной бюджет деньги несколько раз выделяет, а результата так и нет.

Сразу отметим, что новый отчет главы, который он предоставил думе, гораздо содержательнее. В нем «ошибку» с дорогой бульвара Высоцкого уже поправили: всё-таки уточнили и добавили в скобочках, что готовность объекта 95%. Правда, это не отменяет того факта, что 1 километр дороги строят уже много лет, будто это не обычная прямая дорога внутри микрорайона, а стройка века пятиуровневой развязки на оживленном автобане.

ДОМОЙ ЧЕРЕЗ ПАРКОВКУ МАГАЗИНА

Микрорайон «Калина» расположен между улицами Полякова и Ботанической. Там с недавних пор строятся дома жилищного комплекса «Южный бульвар». Ежегодно сдается очередной дом. И который год в микрорайон заселяются всё больше и больше жителей и, соответственно, растет и потребность в нормальной дорожной доступности. Еще в прошлом году попасть в комплекс многочисленным машинам можно было через парковку магазина «Хозяйский» с Полякова или с Южного шоссе через парковку торгового центра «Высоцкий». В общем, магазинные парковки и были основными транспортными артериями довольно большого и оживленного микрорайона.

О том, что район стремительно разрастается, свидетельствует подготовка к выборам в 2023 году. Если еще в 2021 году для микрорайона организован только один избирательный участок, то в 2023 году их было уже два. А к одному избирательному участку, между прочим, обычно прикрепляется от 1500 до 3000 человек.

ВСЕГО 1 КИЛОМЕТР

Появилась острая необходимость в транспортной доступности к новым домам. И вот в декабре 2019 года городские СМИ обрадовали: в 2020 году начнется строительство дороги по улице Владимира Высоцкого.

Дорога должна пройти внутри микрорайона от улицы Ботанической до Южного шоссе. При этом новая дорога будет прилегать к жилому комплексу, прекратив наконец вечные толкания жителей на парковках магазинов.

Стало это возможным благодаря 67,4 млн рублей, что выделил областной бюджет. Еще 3,5 млн рублей заложил сам город.

Практически в это же время с другой стороны микрорайона начали прокладывать еще одну дорогу, назвав проект «Дорога микрорайона «Калина». Она должна была соединить улицу Ботаническую и улицу Полякова, пройдя около «Лада-Арены».

В общем, вот-вот местные должны вздохнуть свободно, получив нормальные автомобильные дороги. Увы, но всё оказалось не так быстро.

СТРЕЛОЧНИКИ

Не в 2020 году и даже не в 2021 году жители микрорайона «Калина» готовую дорогу так и не увидели. Ни одну из двух.

В 2021 году уже экс-губернатор Дмитрий Азаров провел оперативное совещание в Правительстве Самарской области, где среди прочих поднял тему затянувшейся реализации строительства дороги по улице Высоцкого. Дорога строится по национальному проекту и имеет социально-значимое назначение. Что ответил ему Ренц? Да как обычно, мол, от графика отстаем по причине отключения инженерных сетей. А еще оказались проблемы от «недостаточного количества техники и материалов, таких как щебень, песок». Губернатор, в свою очередь, настоятельно рекомендовал посещать стройку лично каждый день и контролировать процесс. Покивали, разошлись. Видимо, совещание чиновников было настолько «эффективным», что осенью этого же года строительство дороги по улице Высоцкого и вовсе встало.

Повод вспомнить о многострадальных дорогах появился летом 2022 года. Почти построенная, но так и не сданная в эксплуатацию дорога микрорайона «Калина» стала проваливаться и терять решетки «ливневки»: местные жители запечатлели несколько провалов тротуаров и коряги, торчащие на месте решеток уличных сливов.

Осенью этого же года негодование местных жителей достигло предела, и с комментариями по поводу дороги высказался руководитель департамента градостроительной деятельности Игорь Квасов. По его словам, дорога микрорайона «Калина» готова аж на 99%. Осталось только вот деньги оплатить «ТЕВИСу», который должен сделать технологическое присоединение к сетям ливневой канализации. По словам Квасова, компания должна завершить эти работы в 4 квартале 2022 года.

Так что же, жители микрорайона наконец смогут в 2023 году воспользоваться новой дорогой? Увы, снова нет.

ДЕЛО НЕ ТОЛЬКО В «ТЕВИСЕ»?

В том же 2022 году счетная палата Самарской области провела проверку реализации национальных проектов, в числе которых дорога в микрорайоне «Калина» и дорога по улице Высоцкого. Проверка показала, что дорога «Калина» фактически не введена в эксплуатацию, а ее техническая готовность не обеспечена на 100%. Аудиторы установили, что средняя толщина нижнего слоя из крупнозернистого асфальтобетона асфальтобетонного покрытия меньше проектного значения. Тем самым стоимость невыполненных работ составила 644,9 тысячи рублей.

«В связи с отсутствием законченного строительством объекта, в том числе отсутствием возможности подключения к централизованной системе ливневой канализации (по состоянию на 01.10.2022 АО «ТЕВИС» не выполнены условия по технологическому присоединению), эксплуатация дороги «Калина» невозможна», – сообщила счетная палата в своем отчете.

Вердикт – использование бюджетных средств на строительство дороги оказалось нерезультативным.

А что насчет дороги Владимира Высоцкого? А там очередной перенос, уже на 2023 год.

«НУЖНО БОЛЬШЕ ЗОЛОТА!»

Забегая вперед, скажем, что дорогу «Калины» в 2023 году так и не открыли. Она стояла перекрытой до конца зимы в 2024 году. С дорогой на Высоцкого еще веселее: три раза закончились провалом поиски подрядчика на завершение этого долгостроя. Напомним, предыдущий подрядчик, ООО «Самарастройальянс», что в 2020 году выиграл конкурс на строительство стоимостью 66,6 млн рублей, уже в 2022 году оформил односторонний отказ от исполнения своего контракта. В конечном итоге администрация напрямую обратилась к ООО «Стройинжиниринг», что ранее построило детский сад в селе Ягодное. На доделку дороги бюджет выделил еще почти 47 млн рублей.

Срок завершения строительства, согласно конкурсу при поиске подрядчика, до 30 октября 2023 года. Успели? Конечно, нет.

ОТМУЧАЛИСЬ?

Несмотря на то, что еще летом 2023 года первый заместитель главы города Андрей Дроботов сообщал, что дорога в «Калине» «фактически введена в эксплуатацию», открыли ее для движения только после зимы 2024 года. По крайней мере, убранные блокирующие блоки жители района увидели в начале весны.

Ура? Ну…

Содержание дороги так никому и не передали. А потом открыли ее в том же виде, что она и стояла эти годы: грязная, неубранная и с заросшими тротуарами. А еще на дороге по-прежнему нет части решеток «ливневок». При этом вдоль «ЛадаАрены» на дороге УЖЕ есть дефекты дорожного покрытия. А при заезде с Ботанической кусок дороги в пару метров просто засыпан щебнем.

Да, наконец в ЖК можно попасть по нормальной дороге. Но, откровенно говоря, она не доделана и уже требует ремонта.

А что с дорогой на Высоцкого?

Новый подрядчик доводит ее до ума. Наконец, заасфальтировали пешеходные дорожки, и теперь не нужно идти по автомобильной дороге до остановок на Южном шоссе. Установлены знаки и разметки. Прокладывается тротуар вдоль всей километровой дороги. Жители микрорайона робко надеются, что хотя бы в этом году ее наконец откроют. И очень надеются, что откроют ее в не таком плачевном состоянии, как дорогу микрорайона «Калина».

«СТРОЙКА ВЕКА»?

На самом деле очень печально наблюдать за ходом строительства новых дорог силами городских чиновников. Нет, вы только вдумайтесь: всего 1 километр внутриквартальной дороги строить более 3 лет. Для примера, за это время в Автозаводском районе «отбахали» парк 50-летия АВТОВАЗа, одна только длина которого почти столько же – около 900 метров. Причем стройка проходила с задержкой. В том же микрорайоне «Калина» за это время успели построить и запустить детский сад. В 20 квартале за это время была построена и запущена огромная школа. Да что уж там, всего на 1 год больше потребовалось для реализации проекта «Обход Тольятти» протяженностью почти 100 км, куда входит ЦЕЛЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ ВОЛГУ ПОЧТИ В 4 КИЛОМЕТРА!

И это не только проблема дорог «Калины». Перед этим была дорога на Приморский. До нее – дорога по улице Офицерской. А еще раньше – участок дороги по 40 лет Победы вдоль 21 квартала. И всегда, постоянно, как под копирку вечные отмазки, задержки и переносы. И каждый раз как чиновников ни послушаешь, так виноват кто угодно, но только не они.

Что дальше? А дальше город ждет строительство дороги по Фермерской. Про нее, к слову, мы уже писали. Там уже на стадии проектирования начались проблемы и переносы. А что будет при реализации проекта – остается только догадываться. Хотя сама дорога имеет не меньшую значимость, особенно для жителей Ставропольского района.

Дмитрий Азаров сложил с себя полномочия губернатора Самарской области. На его место назначен Вячеслав Федорищев. Врио губернатора успел сообщить, что готов строить свою работу, опираясь на мнение жителей региона. Так, может, стоит обратить внимание нового главы региона на удивительный «профессионализм» чиновников Тольятти в области реализации национальных проектов? Как считаете?

Александр ОСИПОВ, газета «Правда Тольятти»