РАБОТА ЛЕОНИДА КАЛАШНИКОВА С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ

В Государственной думе регулярно проходят встречи парламентариев с высшими должностными лицами нашей страны. Одним из таких чиновников высокого ранга сравнительно недавно стала заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова. Депутатский корпус поставил перед вице-премьером внушительный перечень вопросов, отражающих тематику обращений граждан к депутатам. Среди наиболее острых социальных тем, которые ставил перед вице-премьером депутат Леонид Калашников, были компенсация за семейное образование и реализация программы «Молодой семье – доступное жилье».

ЛЕОНИД КАЛАШНИКОВ: КАК УЧИТЬ БЕЗ УЧИТЕЛЕЙ И ПОМОЩИ ГОСУДАРСТВА?

Ни для кого не секрет, что в нашей стране существует семейная форма образования. Родитель имеет право выбирать формы получения образования и обучения ребенка. Делать это нужно с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, если они есть. В большинстве случаев выбор семейной формы – это вынужденная мера, связанная с особенностями развития ребенка либо с отсутствием квалифицированного образовательного процесса в ближайшей образовательной организации (например, в сельской местности). При этом родители вынуждены нести значительные расходы на такое «домашнее» образование.

В связи с этим я задал вопрос: почему бы родителям, выбирающим семейную форму обучения, не предоставить возможность компенсации этих расходов (или части их) в соответствии с размером расхода субъекта РФ на расходы одного школьника в год? Подобная практика есть в нескольких регионах – Свердловской, Ульяновской, Пермской, Омской областях. Это стало бы подспорьем для многих.

Однако ответ госпожи Голиковой не выдерживает никакой критики – чиновница просто указала на наличие законодательных актов, не ответив на вопрос, по существу. Вице-премьер написала: мол, родители обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования. А государством обучающимся, осваивающим основные образовательные программы, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Однако Татьяна Голикова либо лукавит, либо не осведомлена, что для получения образования нужны не только учебники, но и компетентные преподаватели, которых в школах катастрофическая нехватка. Профессия педагога перестала быть престижной и уважаемой, ведь нагрузка на учителей колоссальная, и не только в части учебных дисциплин, сейчас это и «агитаторы», и «анкетеры» и т.п., а уровень окладов за 1 ставку всё еще не дотягивает до «майских указов». Понимая такую перспективу для своих детей, родители порой вынуждены уйти на домашнее обучение, чтобы дать необходимый минимум качественных знаний с репетиторами.

ЛЕОНИД КАЛАШНИКОВ: МЫ ДЕЛАЕМ ВСЁ, ЧТОБЫ ЖИЛЬЁ СТАЛО ДОСТУПНЫМ

Я хорошо осведомлен о том, что в Тольятти до сих пор остро стоит вопрос обеспечения молодых семей жильем. Нонсенс, но некоторые участники программы вынуждены отстаивать свое право на сертификат в судебных инстанциях! Причина этого – недостаточное финансирование программы из федерального бюджета. Оно не позволяет в полной мере реализовать права всех участников федеральной программы.

На встрече с Мишустиным, а затем и с Соколовым, я рассказывал обоим про то, что когда я был молодым специалистом на ВАЗе (это было в начале 80-х), я как молодой специалист получил беспроцентную ссуду в 7,5 тыс. советских рублей. Беспроцентную. На 15 лет! При этом ежемесячная зарплата у меня была 150 руб. Эту ссуду мне – как молодому мастеру – дали тогда

на строительство подсобного хозяйства. И никаких кредитов! Я и Мишустину, и Соколову предложил: давайте советский опыт такой возвращать. Нужно максимально сейчас помочь молодым специалистам. Максимально!

А перед вице-премьером РФ, отвечающим за социальный блок – Голиковой, я поставил вопросы: какие меры принимаются исполнительными органами власти для решения вопроса ускорения очереди участников программы «Молодой семье – доступное жилье»? Что делает правительство для решения вопроса по оказанию поддержки тем семьям, которые по достижении возраста выбыли из программы, так и не получив помощи от государства?

Ответ правительства меня, конечно, не удовлетворил. Он представляет собой выдержки из законодательства и «спихивание проблемы» на региональные власти. Однако всем понятно: именно федеральное правительство ежегодно уменьшает суммы на данную программу. Поэтому замедляется очередь. Поэтому увеличивается количество семей, ежегодно выбывающих из данной программы.

При этом госпожа Голикова указывает на многочисленные программы льготного кредитования и выплаты по материнскому капиталу, которые можно использовать на улучшение жилья, видимо, полагая, что этих мер и так достаточно. Однако мне кажется, что вице-премьер плохо себе представляет среднестатистическую молодую семью и уровень цен в стране. Наверное, она думает, что такая семья легко может себе позволить ипотеку и содержание детей с учетом их потребностей в медицине и образовании.

Раз федеральные власти «отпихнули» от себя ответственность за решение проблемы обеспечения жильем молодых семей, буду ставить этот вопрос перед врио губернатора Самарской области Вячеславом Федорищевым.

газета «Правда Тольятти»