Леонид Калашников рассказал о мерах по спасению АВТОВАЗа

Депутат Госдумы РФ от Тольятти Леонид Калашников выступил в эфире радио «Вести ФМ» в передаче Анны Шафран «Принцип действия». Обсуждали разные темы, но особое внимание уделили АВТОВАЗу и его многочисленным проблемам. Читайте о том, что сделано для спасения Волжского Автозавода, в стенограмме речи Л.И. Калашникова!

981231_173266389705502_8643236961943938369_o

— Думаю, Президент Путин получил тот сигнал, которые отправлял ему я, как депутат Госдумы. До этого о проблемах автомобильной промышленности были извещены Мантуров, Топилин, губернатор Самарской области Меркушкин, мэр Тольятти Андреев. В рамках «Правительственного часа» я просил разобраться с проблемами АВТОВАЗа первого заместителя правительства Дворковича. Были разосланы пакеты документов с конкретными фактами и моим мнением о том, что происходит в Тольятти. В Правительстве много говорят об импортозамещениии, о борьбе за отечественный продукт – в реальности всё происходит ровно наоборот.

На Волжском автозаводе я отработал от мастера до заместителя начальника управления почти 20 лет, я знаю там каждую тропинку. Сегодня на предприятии работает уже не 120 тысяч человек, а около 50 тысяч. Производится не 800 тысяч автомобилей, а меньше 400. Вся социалка с автозавода сброшена на город и при этом отечественный автомобиль полностью ликвидирован. Не так давно были закрыты Научно-технический центр и одно из самых современных в России Опытно-промышленное предприятие. Закрыт Волжский машиностроительный завод – бывшее Производство технологического оборудования, где производилось всё от роботов до любого станка и работало несколько тысяч человек. Станки выброшены прямо на снег.

Самое главное. Новый хозяин завода — «Рено-Нисан», иностранец, владеющий почти 75% предприятия. Естественно, ему не нужен никакой отечественный автомобиль. И вот эти сказки, которые они и Бу Андерссон рассказывали про уровень локализации 75% – это чистое враньё. В основном, всё сейчас идет с запада. Раньше мы производили своих запчастей около 80-85%. Что стал делать «Рено», когда пришёл на завод? То, что на их месте стал бы делать любой другой. Есть головное предприятие, оно производит определённые платформы автомобилей и запчасти для них. Потом их поставляют и локализует на заводы, которые работают как сборочный цех. Но, для страны то это не выгодно. Почему? Уровень занятости снижается. Своё мы не делаем, мы берём турецкое, румынское, французское. Собираем, по сути, не ВАЗ, а румынскую машину Дачию или Рено-Логан. Это не наш автомобиль. Это и происходит сейчас, в условиях давления на нас. А потом они встают и уходят, как это сделали американцы в том же Тольятти несмотря на то, что потратили полмиллиарда долларов на производство одной машинки GM. Они встали и сказали – мы уходим. Я так жить не хочу и думаю, что Путин тоже не хочет. Он понимает, люди будут выброшены на улицу. Значение имеет не сам автомобиль – да, наши автомобили пока ещё по качеству не самые лучшие в мире. Но ведь и Рено и Пежо тоже ведь не лучше BMW или Мерседеса. Но они производят свои авто.

Почему? Или китайцы производят все мировые марки с уровнем локализации явно выше 50%. Потому что это помогает развивать автомобильную промышленность в целом. В автомобиль входит 10 тысяч комплектующих, от провода, до электроники, от шины до лака и краски – всё это тоже надо производить. Задействована вся цепочка: заводы, которые это всё производят и квалифицированный персонал. Это высокоразвитая промышленность, а не просто перегонка нефти за рубеж. Так вот в данной ситуации у нас уже нет отечественного автомобиля. Нет «Волги», потому что её заместили другими авто. Медведев и все остальные говорят про импортозамещение, вместо этого мы имеем полностью импортный продукт. И при этом ещё из бюджета деньги налогоплательщиков идут, например, на программу утилизации автомобиля. Что такое утилизация – по сути мы отдаём деньги в карман иностранцам.

Вот Медведев приехал 3 дня назад и сказал: я даю ещё 50 млрд на развитие отечественного автомобилестроения. Мне, конечно, как депутату из Тольятти, нравится, что не будут выброшены на улицу оставшиеся 50 тысяч человек. Но, с другой стороны, как политику мне не нравится, что эти деньги пойдут завтра дяде Жаку. Почему мои деньги должны идти туда, где производятся эти комплектующие? Для этого в Тольятти создана ОЭЗ, где должны размещаться производства, которые будут делать комплектующие для этого авто. А вместо этого мы получили «Рено» с их комплектующими и, даже, с их дилерам. Дилеры из Ливана прислали мне письмо: они работали с ВАЗом уже почти 50 лет. Раньше они поставляли «Жигули», но сейчас у них это право отнимают – теперь Рено будет поставлять ВАЗовские автомобили. Правильно ли это? Конечно, нет.

Я надеялся на приезд Дворковича, поскольку лично просил его об этом. Он приехал в Тольятти, посмотрел и уехал. Теперь Медведев приехал, посмотрел и сказал – я даю 50 миллиардов. На что ты даёшь? Мне нужно чтобы ты имел золотую акцию как в Китае и заставлял иностранца не социальный взрыв организовывать, а трудоустраивать людей, платить налоги государству и именно здесь локализовывать этот автомобиль. Чтобы ты не закрывал Научно-технический центр, который был открыт когда-то на государственные деньги. Горбачев тогда сказал: мы будем производить хорошие отечественные автомобили, вот деньги государства, открывайте, пожалуйста, НТЦ. Были построены шикарные корпуса, создано шикарное конструкторское бюро. Я там работал. Теперь всё это закрывается, распродаётся, станки и инженеры выбрасываются. Закрывается созданное под НТЦ ОПП, где создавались новейшие автомобили.

Закрывается Lada sport, где производятся спортивные автомобили. В своё время я возил сборную команду Союза по кроссу и ралли на соревнования по всему миру – теперь этого нет. Всё будет делаться на конвейере. Но никто в мире не делает спортивные авто на конвейере, это глупость! Это только генеральный директор АВТОВАЗа Бу Андерссон – бывший шведский майор – может придумать производить спортивные авто на конвейере! Чепуха какая-то! И теперь эту чепуху слушает Дворкович, Медведев, Путин.

Четверо неудачных генеральных директоров обогатились, наворовали. Лишь Комаров, надо отдать ему должное, сделал новое авто – «Весту». При нём было поставлено новое оборудование и «Веста» должна была производиться на ВАЗе. Но приходит Бу Андерссон и говорит – «Весту» выбрасываем в Ижевск, где не умеют делать автомобили и где «плечо» от Тольятти до Ижевска 600 км. Такой вот маразм. Меня удивляет некомпетентность наших руководителей в Правительстве, которые верят во всю эту чепуху. Прокатили Путина на «Весте», Медведева на Икс-рее, но ведь они не обязаны разбираться в авто.

Я отправлял в администрацию Президента записку, которую меня специально попросили подготовить. В ней я все это изложил. Если мы готовим эту записку для нашего руководства, значит там этим озадачены? Значит, понимают, что все это приведёт к закрытию производства?