Император в Ставке выслушивает доклады и принимает крест от бельгийского короля
Николай II в Ставке в Могилеве занят рутинными делами. В дневнике он в этот день записал: «В 10 1/2 пошел к докладу, который окончился в 12 час. Перед завтраком [?] принес мне от имени бельгийского короля военный крест. Погода была неприятная – метель. Погулял недолго в садике. Читал и писал. Вчера Ольга и Алексей заболели корью, а сегодня Татьяна последовала их примеру». Императрица сообщает Николаю неофициальные сведения: «Вчера были беспорядки на Васильевском острове и на Невском, потому что бедняки брали приступом булочные. Они вдребезги разнесли Филиппова, и против них вызвали казаков». Николай II отвечает: «Мой мозг отдыхает здесь – ни министров, ни хлопотливых вопросов, требующих обдумывания. Я считаю, что это мне полезно, но только для мозга. Сердце страдает от разлуки. Я ненавижу эту разлук, особенно в такое время! Я буду недолго в отсутствии – по возможности, направить все дела здесь, и тогда мой долг будет исполнен».
Большевик Шляпников о событиях в Петрограде
Руководитель Русского бюро РСДРП(б) Шляпников: «Весь Невский проспект заполнен рабочими, полицией и казаками. Вся чистая, франтовая, фланирующая вечерами по Невскому публика испугано исчезла».
Выпущена листовка социал-демократов «межрайонцев» с призывом к трехдневной забастовке и поддержке путиловцев
В Петрограде «межрайонцы» (члены «Межрайонной организации объединенных социал-демократов», куда входили сторонники Л.Д. Троцкого, часть меньшевиков-партийцев, «вперёдовцев» и большевиков-примиренцев – всего 4 тыс. человек к марту 1917 г.) выпустили листовку с призывом объявить трехдневную стачку протеста против путиловского локаута, устроить сборы в пользу путиловцев и поднимать на борьбу против правительства солдат.
Керенский испугался масштабов рабочих протестов
Обсуждение в Думе 8 марта запроса социал-демократов и трудовиков («о расчете рабочих на некоторых заводах») по цензурным условиям не попало в газеты 9 марта. Никаких сведений о происходящем в думском зале до населения не дошло. Но и самим Керенским на следующий день после обсуждения запроса, 24 февраля (9 марта), овладел испуг перед лицом событий на улице. Теперь уже он в Думе увещевал депутатов соблюдать сдержанность: «Не время теперь уже парламентским разговорам… эти слова о двенадцатом часе, которые остаются у нас в среде парламентского большинства только словами, … воспринимаются массами как правда»; опасно «бросать упреки массам в измене и провокации. Остерегайтесь слов, если вы сами не хотите превратить их в дело». «Вопрос дальнейшего пролития крови… жертв на фронте не безразличен для той массы. Будьте осторожны, не трогайте теперь той массы, настроения которой вы не понимаете». Он указывал на необходимость создать «оплот против стихии разнузданных страстей», организовать «массы, которые сейчас ходят в затмении по улице».
Петроградский градоначальник Балк: военное начальство все же решило пока воздерживаться от применения в дело оружия
Генерал Александр Балк, петроградский градоначальник: «С утра почти все фабрики забастовали. Невский стал наполняться густой толпой. Ходят толпы и начались митинги. Генерал Хабалов сказал: «Сам вижу из своей квартиры, как с Выборгской стороны народ свободно переходит по льду. Делаю распоряжение о немедленном вызове войск». Между 11-12 час. дня в градоначальство ко мне в кабинет прибыл Преображенского полка полковник Павленко с адъютантом и заявил мне, что ему приказано командующим войсками округа вступить в распоряжение войсками и полицией для водворения порядка в городе. Несмотря на раннее окончание движения народа, прибывший с вечерним докладом Начальник Охранного отделения сообщил мне малоутешительные сведения: в левых верхах было решено, если завтра опять соберутся толпы, использовать положение в смысле агитации и, если будет заметно сочувствие улицы, произвести беспорядки, смотря по обстоятельствам, включительно до вооруженного выступления. Какие выбросят толпе лозунги – ясно не было – тоже смотря по обстоятельствам. Замечалось, что верхи сами не могли понять и разобраться в свалившейся совершенно неожиданно на их голову благоприятной обстановке. Я передал об этом генералу Хабалову. Военное начальство все же решило пока воздерживаться от применения в дело оружия».
Балк устранился от ответственности за соблюдение порядка, передав все полномочия военным. Хотя все понимают, что командующий Петроградским округом генерал Хабалов может опираться лишь на ненадежные и не желающие ехать на фронт воинские части, состоящие из таких же рабочих, что митингуют в столице.
В Петрограде забастовки и студенческие волнения
Петроград охвачен забастовками рабочих и стачками студентов. Бастует более 200 тысяч человек. Французский посол в Петрограде Морис Палеолог записал: «Волнения в промышленных районах приняли сегодня утром резкую форму. Много булочных было разгромлено на Выборгской стороне и на Васильевском острове. В нескольких местах казаки атаковали толпу и убили несколько рабочих».
Проект KPRF.RU «Хроника революции». 9 марта 1917 года
