Николай Уткин: Много про меня всяких баек ходит, что я знал колодцы, трубы. Я не знал этого всего!

К Николаю Уткину отношение в Тольятти полярное: кто-то считает, что он чуть ли не «жертва, необоснованных репрессий» или даже пострадавшим «за правое дело», в котором видят политическую подоплеку, и философски» повторяют вслед за народной пословицей «от сумы да от тюрьмы…» которая готова реабилитировать любого; другие, напротив, считают его «коррупционером» и клеймят «зэком».
Эпитет «авторитетный» вкупе с его именем начинает играть двусмысленностью, и потому, пожалуй, лучше воздержаться от его употребления. Человек неординарный, с непростой судьбой и собственным мнением. И это мнение как минимум представляет интерес, когда речь идет о дальнейшей судьбе Тольятти в связи со скорой сменой главы города.
Информационный портал «День города. Новости Тольятти» опубликовал интервью с Николаем Уткиным, в котором бывший мэр Тольятти сопоставляет системы управления городом в былые времена и сейчас. (kprftlt.ru)

С бывшим мэром Тольятти Николаем Уткиным «День Города» поговорил о том, кто может стать главой городской администрации. Интересно узнать мнение человека, у которого есть опыт работы во времена и советских назначений, и демократических выборов.
Мы озвучили вопросы, которые задавали многим собеседникам. Кто мог бы занять эту должность? Что, в первую очередь, необходимо решить главе Тольятти? Учитывая то, что выборы главы города будет осуществлять конкурсная комиссия во главе с губернатором, означает ли это, что глава города – наместник губернатора на вверенной ему территории? Насколько влиятельной и в каких вопросах будет в такой конструкции фигура главы администрации?
Говоря об очевидной аналогии предстоящих выборов главы администрации Тольятти с назначениями советским времен, Уткин обрисовал и социально-экономический контекст, в котором приходилось работать. Получилось, что тридцать лет назад было легче.
– Для меня подобные выборы – уже пройденный этап. В 1992 году, после ухода Микеля, примерно такие же выборы были. Три кандидатуры было: я, Анатолий Алексеевич Степанов и Николай Юрьевич Брусникин. Сюда специально приехал заместитель губернатора Геннадий Васильевич Задыхин, кандидатуры обсуждались на совете директоров предприятий города, потом на малом совете горсовета. Из трех кандидатур был выбран я.
Не возникало никаких сомнений, как это будет, какие вопросы можно решать, можно ли наверх бегать? Я этого даже не заметил.
Сегодня непросто наладить отношения с промышленными предприятиями. В то время были директора предприятий, все жили здесь и несли полнейшую ответственность за предприятие. Они могли принять решение.
Как, например, вышло со спорткомплексом «Юность». Его построили, а у города нет денег на содержание. Председатель горисполкома Василий Федорович Прасолов собрал всех на совещание, поставил вопрос: кто будет содержать спорткомплекс? Николай Вартанович Абрамов, директор «Синтезкаучука», говорит: давайте – я. И содержал. Никто ж не думал в те годы о приватизации, акционировании и так далее.
Да, когда началась перестройка, менялась экономика, приходилось помогать этим директорам. Были ситуации, когда предприятия могли задушить, отключить за неуплату электроэнергии. Приходилось вмешиваться. Я все время встречался с руководителями и «Самараэнерго», и заводов, общался, что называется – «тусовался». И мы снимали эти острые вопросы. Была взаимовыручка.
Сегодня, рассуждая о том, каким должен быть человек, который возглавит город, прежде всего нужно понять, с какой программой он идет. Заманиловка есть разная. Если бы он шел на общенародные выборы, это было бы одно. Помню, когда были выборы 1994 года, одним из кандидатов был Григорий Гасич, в предвыборной кампании которого был много обещано бесплатного.
Народ не задумывался об экономической основе этих обещаний. Откуда деньги на это все? Человек, который придет на должность главы Тольятти, должен понимать основные постулаты своей работы (как нас в свое время учили): планирование, организация, мотивация и контроль. Все это надо обдумать и прогнозировать.
Сегодня у всех на устах ТОР. Хотя мало кто представляет, что это такое. Я недавно посмотрел ТОР в Набережных Челнах. Надо знать, что у них 700 гектар земли под это есть, которые они могут раздать. У нас-то ведь ничего этого нет. Как организовать? Как мотивировать людей? На что? Вот мы приехали сюда на строительство Волжского автозавода. У нас был очень интересный мотив. Не только романтика. Здесь можно было получить квартиру, профессию, высшее образование, можно жениться. Да, многие уехали, у кого-то что-то не получилось. А сегодня какой мотив?
Заявили про свободную экономическую зону. Мы ВАЗ в 1966 году начали строить и в 1970-м выпустили первый автомобиль. Свободную экономическую зону начинал организовывать я в 2005 году, сегодня там несколько предприятий открыто. Сколько там человек работает? А сколько лет прошло! Смешно даже.
Как смотивировать людей, живущих в нашем городе? У нас город не молодой и не старый – «среднего» возраста. Я прочитал, что такое ТОР, как заказать, как сделать. Ну, может, кто-то со стороны приедет…
У нас производство малых и средних предприятий было рассчитано и ориентировано на ВАЗ. В свое время, когда оборонка не имела заказов, с людьми не знали, что делать – массовые забастовки, протесты, перекрытия дорог. Тогда появился проект «Самарский автомобиль». На него работало порядка 300 предприятий Самарской области. Появилась хотя бы какая-то отдушина.
Развалился свинокомплекс Поволжский. Куда людей приходилось устраивать? На Винтай, где выпускали запчасти для ВАЗа, или АвтоВАЗагрегат. Был интерес у многих предприятий прийти сюда. Вспомним «Данон», который первый пришёл сюда и открыл первое производство в России. И у меня, как у главы, была заинтересованность: это не только рабочие места, но и доходы города.
Сегодня урезали все доходы. Местный бюджет может формироваться практически только за счет подоходного налога. А если работы нет… У нас около 300 тысяч заняты в сфере услуг, торговли и так далее. Многие из них не получают «белую» зарплату. Шараханья в Москве идут: давайте налог на безработных введем. Ну, интересно все это делать, конечно, но надо немножко опуститься с небес на землю. Когда рекламу показывают: «Я не пойду работать, если у меня зарплата небелая будет»… Налоговики, которые рекламу выпускают, сами ощутили себя безработными? Люди так-то пороги обивают ради любого заработка.
Сегодня достаточно много продвинутых людей, образованных, научились в Сколково, еще где-то, но ведь эти знания надо научиться внедрять в жизнь, на практике.
Сейчас много говорят про программу выделения бесплатной земли на Дальнем Востоке. Повторили вариант Столыпина. Но ведь тогда-то ехали крестьяне туда, люди от земли, от сохи. Они везли туда свой скарб и знали, что они там делать будут: землю пахать. Сегодня, приехав туда, получив эти гектары земли, где ни сетей, ни плетей, ничего – и чем там заниматься?
Говорят: можно туризмом, можно подсобным хозяйством. Но какое-то зонирование должно быть. Так же и у нас: выделили для многодетных семей в поселке Менжинский землю. Я там был, посмотрел, с мужиками поговорил. «Где тут вода? – Ой, вода тут есть, но ее лучше не пить. Лучше самому скважину делать. – Так. А газ? – Газ легко можно сделать: заплати 15 тысяч и подключат. – А электричество? А вон подстанция стоит. Заплати и подключат». И ни дорог, ничего к этой земле. Обеспечили указ президента и забыли.
– Получается, непродуманные предложения и нечетко поставленные задачи?
– Возвращаю вас к тому, что говорил: планирование, организация, мотивация и контроль. Вот откуда все начинается. Сегодня, как тот же Гасич, будут зазывать то ли на ТОР, то ли на эти «5 шагов» – тоже интересная программа.
Отремонтировать фасад «Русича». Я его отремонтировал в 2006 году, на фасад денег не хватило. Сколько лет прошло, никто ничего не доделал. Дальше, сквер вдоль Революционной. Вначале был грандиозный размах, вплоть до выставочного комплекса, сейчас вроде денег не хватает, не будет комплекса. Ну, пусть хоть так. Как говорил академик Павлов, у русского человека так устроен мозг, что он верит словам, а не действительности.
Как смотивировать людей? В Тольятти существует одно местное предприятие, которое остается на плаву и успешно справляется со своими задачами – «КуйбышевАзот». Недавно разговариваю с заместителем директора по кадрам этого завода, он говорит: «У меня даже полставки свободной нет. Все занято». Многие, уходя, приводят туда своих детей. Потому что там социальная программа, мотивирующая людей.
Сегодня и доходов-то не стало. В 2006 году на АВТОВАЗ пришла управляющая компания из Москвы – и в Тольятти, кроме подоходного и земельного налогов, ничего не осталось. Даже в область не поступает нисколько.
Мы говорим: свободная экономическая зона. Она расположена рядом с городом, на наших сетях, но территориально – на земле Ставропольского района.
Этот клубок проблем развернуть надо, начиная с ФЗ 131, когда нас ограничили в местном самоуправлении. Кто это сможет сделать? Я изучал законодательство США, земельное законодательство Австралии, могу сказать: прежде чем стать главой, надо пройти определенную школу. В США люди по 25 лет отрабатывают, чтобы стать главой города.
– А у нас такой школы нет?
– Ее никто даже и не думал организовывать. Кто-то президентскую академию закончил, еще что-то, но кто напрямую сталкивался с этой работой? В свое время был Союз российских городов, начало было неплохое. Общаясь между собой, мы делились опытом, кто, что и как сделал. Эта школа была пройдена еще в советские время, когда были всесоюзные совещания.
– Вы бы справились со всем этим комом задач, которые вы сейчас озвучили? Кто бы мог справиться?
– В этой ситуации надо понять: город – это крупное предприятие, только со своими зонами напряженности, тонкую настройку которых можно в любой момент испортить. Сегодня забрали на содержание в область образование, медицину. Я прихожу в больницу, говорю: «Ну вы хоть крыльцо подремонтируйте». Главврач отвечает: «Мне тоже стыдно, но я сделать ничего не могу».
Плюс у города накоплены долги – 5 с лишним миллиардов рублей. Рассчитаться, значит – не жить. То есть сегодня тот, кто понимает, прекрасно знает, как рассчитаться с долгами и начать развиваться. Но чем заманить людей и деньги, чтобы тут начали строить, работать?
– Николай Дмитриевич, произошла смена элит. Взамен ушедших, принимавших решения, появились новые люди? Молодые? И возможно ли, что кто-то придет?
– Как та элита формировались? В основном, из крупных хозяйственников, директоров. Они единолично могли принять решение. Сегодня в совете директоров Мор будет принимать решение? Сейчас даже на благотворительность собрать по два десятка тысяч рублей сложно — нет ни у кого денег. Какая это элита? Я иногда хожу на мероприятия, смотрю на эту новую элиту. Многие попадают в неё, лишь бы себя показать. То есть пока – не видно.
– Беспросветное все.
– Беспросветно нельзя. Надо понять, как принудить ситуацию разрешиться. Нужен очень сильный переворот сознания.
– А может получиться, что Тольятти станет маленьким городком, будет жить на те деньги, которые у него есть? Ну убавится население вполовину.
– Русский народ на подъем очень тяжел. Это не Америка. Помните, нас звали под Петербург, вагоны строить? Кто туда особо рванул? Кто поедет на голое место? Если у человека здесь дом, имущество, быт налажен, семья, дети — как это все разделить? Многие, особенно молодежь, рвутся в большие города — так во всем мире. Но не у всех получается там осесть. Представьте, что надо добираться на работу два часа? Вопросов много.
Отпустить ситуацию, пусть город по капиталистическому пути развивается? Приехали мы как-то в США – в наш город-побратим Флинт. А там два мэра: один избранный, другой – назначенный судом. Вот они там вдвоем управляются. Сложно найти вариант. У нас много заброшенных сел. Развиваются те, что рядом с городом. В стране больше 30 тысяч населенных пунктов, которые вообще исчезли с карты. А вы говорите – города таким образом расселить.
– В общем, нужна головастая команда.
– Правильно, нужна команда, головастая. Много про меня всяких баек ходит, что я знал колодцы, трубы. Я не знал этого всего! Я знал людей, к которым надо обращаться. Допустим, случилась беда на СК – пожар. Спрашиваю у главного инженера: «Что надо?». Он отвечает: «Ничего не надо. Найди мне к утру альпинистов, которые на крышу смогут залезть».
Я не ездил на тот пожар, когда «шарики горели». Что я там толкаться буду? Но я знал, где они делают, каким образом. И таких вопросов каждый раз – море. Случилось первый раз – глупость допустил, что разрешил сливать лиман в стоки в связи с аварией на насосной станции. Договорились – около 6 млн кубов, а туда аж 12 туда вылили.
И тогда мы с Герасименко весь канал прошли ногами – от завода до Подстепок. И приняли решение, как его очистить. А сегодня попробуйте на ВАЗ прийти! А вопросов море! При Николаеве, Каданникове, Вильчике я говорил все, что думал. Пришли москвичи, и знаменитый Юрьев сказал: «Ты нигде не выступай против нас!»
О подчинении губернатору… Так и сейчас работает команда губернатора. Депутаты так и говорят: «Мы – команда губернатора». Кому нужна такая команда, которая не проявляет инициативы, без его, губернатора, одобрения?!
– Самоорганизация людей на местах будет лучше?
– У нас были все эти общественные образования – ТОСы и прочее. Вспомните конкурс на лучший дом, подъезд и тому подобное. До конца это не довели. А ведь были примеры поразительные! На песках в Шлюзовом цветы выращивали! Нужна как раз команда специалистов, которая могла бы работать. А у нас сегодня, к сожалению, люди подбираются по знакомству, кумовству. И, кстати, этим пронизана вся наша жизнь – даже там, где я отбывал наказание.

Наталья Мишанина, фото: Федор Быстров