Дела по АВТОВАЗу:заметали следы мастерски

(мнение) Дела по АВТОВАЗу: заметали следы мастерски

Трагедия в Кемерово, ну что тут скажешь? Соболезнования тем, кого постигло гope, и попытка понять, куда мы катим.

Пожарная сигнализация не работала, проверок не было, всюду горючие материалы, выходы закрыты, а у начальника городской МЧС немыслимо дорогой автомобиль в собственности. Сейчас бросятся наверстывать, наказывать, но всё это уже было.

Путин назвал причины трагедии: преступная халатность и разгильдяйство. Но это лишь полбеды. Ведь были уже и «Хромая лошадь», где погибли 156 человек, и серия пожаров в интернатах, больницах и домах престарелых с немалыми человеческими жертвами, было обрушение кровли в аквапарке в Москве. И торговые центры горят не впервые (в Ухте — там был умышленный поджог — погибли 25 человек; в Казани, Уфе, Самаре, Оренбурге). И даже Останкинская башня горела, и общежитие РУДН, где погибли 44 студента. Виноватых наказывали, сажали, устраивали масштабные проверки (вот и в Самарской области даны указания проверить и устранить), но суеты хватало ненадолго, всё забывалось, замирало и продолжало жить-поживать да добра наживать.

Крупные пожары были и в СССР: гостиница «Россия» (1977 год) — погибли 47 человек, стадион в Кирове (1968-й) — погибли 39 человек. Больше не припомню. А тут, в так называемой новой России, что ни год — происшествие.

Когда в СССР жили 188 миллионов человек, надзорных органов там было в 2 раза меньше, чем сейчас при населении 144 миллиона. У нас в списке контролирующих органов — 149 организаций. В СССР было в 10 раз меньше, но их сильно боялись. Взятки деньгами были редки: наличности свободной не хватало, да и не пошикуешь: бросится в глаза — не поздоровится. Брали, конечно, натурой, но это же ерунда. ГОСТы работали железно, строительные объекты принимались строжайше, да и совести было поболее.

Так что же происходит в стране «нового капитализма»? Мне кажется, для ответа на сей вопрос стоит вспомнить близкое для нас событие 1999 года — пожар в здании УВД в Самаре, где 57 человек погибли и более 200 пострадали. Расследования практически не было, но случилось главное — сгорел весь архив за 10 лет (то есть 90-е годы). Загорелось быстро, сразу на трех этажах, что был поджог, мало кто сомневался.

Пожар привел к закрытию сотен уголовных дел, фигуранты которых — весьма важные и влиятельные люди, которые живут спокойно и при власти. Следователя генпрокуратуры по завершении дела отправили на пенсию. Стоит напомнить, что за полтора года до пожара на АВТОВАЗе провели операцию «Циклон»: раскрыли около 1000 преступлений и возбудили дело по 65 убийствам. Накопали массу информации по хищению 320 миллиардов рублей (украли их всего за полгода). Если бы всё это всплыло, «засветились» бы многие из ФСБ, МВД, судьи, прокуроры, полетели бы такие головы! А тут раз — и всё сгорело.

Заметали следы мастерски: за месяц до того полыхал секретный отдел УВД Тольятти, где за 15 часов (!) сгорели все документы, связанные с АВТОВАЗом. Ко всему прочему стоило бы подсчитать, сколько убийств произошло на ВАЗе и в городе за эти пресловутые 90-е. Вот только кому это теперь надо? Никому не надо, все «в шоколаде». Кому надо было — на их могилки носят цветочки.

Но если в стране всегда всё шито-крыто, то по любому поводу есть соблазн убрать следы и безобразия огнем. Гори-гори ясно, чтобы было неясно: кто виноват, кто жуликоват, кто большим людям — сват и брат.

Сергей Дьячков, специально для TLTgorod