И СНОВА ПРО «ДИСТАНЦИОНКУ»

ОБРАЩЕНИЕ ДЕПУТАТА САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ

АЛЕКСЕЯ КРАСНОВА

ПРО ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ «ДИСТАНТ»

Уважаемые сограждане,

жители Тольятти и Самарской области

уважаемые коллеги по науке, воспитанию и образованию,

друзья!

Я обращаюсь к вам сегодня не только как депутат, но и как педагог, учёный и многодетный отец. Обращаюсь с большой болью в душе и тревогой в сердце! Ситуация, которая сегодня сложилась в системе образования нашей страны, нашей области и нашего города, требует экстренных мер. В решение сложившейся проблемы нужно срочно вкладывать денежные и людские ресурсы, политическую и управленческую волю, ум и технологические решения. Иначе будет слишком поздно… Мы потеряем образовательный уровень нашего общества и остатки нашей культуры, как мы потеряли адекватное вызовам времени здравоохранение.

О какой проблеме идёт речь?

О проблеме так называемого «дистанта» – дистанционного образования школьников и студентов в период эпидемии «ковида».

Моё профессиональное мнение преподавателя с 15-летним стажем таково: власти страны, региона и города, решая проблему эпидемиологической опасности через переведение учеников школ и вузов на так называемый «дистант», лечат головную боль топором, или, выражаясь словами писательницы Джоан Роулинг, выбирают то, что легко, а не то, что правильно.

Я уверен, что часть родительской общественности – целиком и полностью на моей стороне. Не буду говорить – какая, иначе рискую нарваться на очередной «соцопрос» властей с выводами, что «80% жителей Самарской области поддерживают дистанционное обучение», как они в начале этого года, оказывается, поддержали «мусорную» реформу 2019-го года. Просто скажу: таких, как я, много!

ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ!

Чиновники, решающие проблему со вспышкой эпидемии коронавирусной инфекции, пытаются внушить нам, гражданам, в качестве неоспоримых два тезиса:

1.Дистанционное обучение якобы является альтернативой обучения классического.

2. Никаким другим способом, кроме перевода учеников и студентов на интернет-«дистант», проблему «заразности» образовательных учреждений якобы не решить.

Я считаю оба тезиса ложными и попросту опасными!

Что касается первого тезиса чиновников. Про альтернативность

Здесь я хочу отметить два болезненных момента – педагогический и юридический.

Момент первый – педагогический.

Существуют многочисленные научные исследования дистанционного образовательного процесса. Эти исследования утверждают, что:

— во-первых, определённый процент учащихся (в силу особенностей психики) просто не в состоянии учиться дистанционно, даже если есть суперскоростной интернет, супербыстрый компьютер, а также изолированная комната для проведения урока – всё то, что называется инфраструктурой;

— во-вторых, чтобы учиться дистанционно, нужно, извините за тавтологию, научиться это делать. То есть даже если ребёнок способен к «дистанту», и у него есть все необходимые технические решения и гаджеты, нужно отдельно научить ребёнка новой, незнакомой ему до этого, модели обучения. Если этого не сделать, результат «дистанта» будет практически нулевым;

-в-третьих, учиться дистанционно значительно тяжелее, нежели обучаться очно. Как для ученика, так и для учителя. Здесь речь идёт не о «квакающем» звуке «скайпа», и не о зависании картинки в «зуме». Речь идёт о эволюции человека, который привык обучаться определённым способом, и эта привычка заложена в нас генетически.

Есть и другие факторы, но и перечисленных достаточно, чтобы понять: дистанционное образование – это не альтернатива очному образованию, а просто другое образование. Похуже. Запасное.

Другие аргументы позволяют говорить о том, что попытка глобально и повсеместно заменить очное образование дистанционным – выпад против общества, народа, государства и страны в целом. Я считаю, что «дистант» – крайняя мера, и нужно делать всё возможное, чтобы его было как можно меньше. Или вообще не было. Принимает ли власть для этого какие-либо меры?

Момент второй – юридический.

В нашей стране – капитализм! Доступ в интернет (который является основной платформой «дистанта») – это частная услуга. Соответственно, она оказывается далеко не всем, а только тем, кто заплатил!

Что обо всём этом говорит ЗАКОН?

Пункт второй статьи 5 Федерального закона «Об образовании» гласит:

«Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от (…) имущественного, социального и должностного положения, места жительства (…)»

Пункт 3 этой же статьи этого же закона говорит нам, что «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность» образования.

Пункт 4 этой же статьи этого же закона указывает, что «В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.

Какой вывод можно сделать из всего этого?

Вывод очень простой: «дистанционное обучение» должно быть ПОЛНОСТЬЮ ОРГАНИЗОВАНО федеральной, региональной и муниципальной ВЛАСТЬЮ.

Короче: если в семье нет компьютера, интернета, модема, роутера, «вай-фая» и другой высокотехнологичной лабуды, ВЛАСТИ всех уровней ОБЯЗАНЫ, согласно закону, обеспечить семью ВСЕМ ЭТИМ!

Иными словами, если власть вынуждает семью оплачивать интернет, чтобы ребёнок из этой семьи получал образование, в таком случае власть нарушает закон.

Что касается второго тезиса чиновников. Про «заразность» школ

Здесь мы приближаемся к сфере моей трудовой деятельности – к политике.

В настоящий момент я являюсь депутатом Самарской губернской думы. Основной процесс, который сейчас происходит во власти – принятие бюджета Самарской области на следующий 2021-й год.

В понедельник 23 ноября я приехал на заседание Комитета по бюджету, где параметры расходов и доходов нашего региона рассматривались в первом чтении. После того как перед депутатами выступил Андрей ПРЯМИЛОВ – министр управления финансами Самарской области, я задал ему вопрос, который мучает меня последние несколько месяцев: ЧТО СОБИРАЕТСЯ ДЕЛАТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ С ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЁННОСТЬЮ ШКОЛ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ВЫВЕСТИ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ «ДИСТАНТА» В ПРАВОВОЕ ПОЛЕ? БУДЕТ ЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВО ФИНАНСИРОВАТЬ КАКОЙ-ТО ПРОЕКТ НА ЭТУ ТЕМУ В 2021 ГОДУ?

Знаете, что ответили чиновники правительства? Знаете, что ответил министр образования и науки Самарской области Виктор Акопьян? Он ответил, что у школ и так есть всё необходимое!

Всё необходимое для чего? Министр, увы, не ответил. Мой толстый «намёк» правительству, однако, поняла министр социально-демографической и семейной политики Самарской области Марина Антимонова. Она взяла слово после Акопьяна и заявила, что ЕСЛИ депутатам известны случаи, когда семья не может оплатить интернет для учёбы ребёнка по «дистанту», пусть, мол, сообщают ей. Почему-то госпожа Антимонова не считает, что, переводя детей на «дистант», правительство обязано ВСЕМ родителям оплатить интернет и всю остальную инфраструктуру процесса.

Какие выводы для себя я сделал по результатам заседания комитета?

Вывод из слов Антимоновой: да, чиновники понимают, что оплата «дистанта» – целиком и полностью ответственность властей.

Вывод из слов Акопьяна: менять ситуацию кардинально (закупать специальную мебель, системы вентиляции и обеззараживания воздуха и так далее) правительство не собирается.

Уважаемые сограждане, жители Тольятти и Самарской области, уважаемые коллеги по науке, воспитанию и образованию, друзья! Так нельзя!

В начале этого обращения я написал, что сложившаяся ситуация требует экстренных мер. В решение проблемы нужно срочно вкладывать денежные и людские ресурсы, политическую и управленческую волю, ум и технологические решения. Как я это вижу: нужно срочно разрабатывать и принимать на 2021 год региональную программу «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЁННОСТЬ ШКОЛ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ»!

Я считаю, основные составляющие этой программы должны быть следующими:

1) Поднять зарплату учителям в 2 раза, чем привлечь в школы педагогов. Нагрузка учителя должна быть не больше 1 ставки при зарплате в 40 тысяч рублей.

2) Уменьшить количество учеников в классах, снижая их уплотнённость. Необходимое увеличение педагогических кадров обеспечить достойной зарплатой (см. п. 1).

3) Сдвинуть график учебного процесса «шахматным порядком», чтобы на переменах рекреации не заполнялись детьми.

4) Разработать и внедрить технические решения, препятствующие распространению воздушно-капельных возбудителей заболеваний в школе (закупить специальную мебель – парты на одного ребёнка, прозрачные экраны, системы вентиляции и обеззараживания воздуха и так далее).

Расходы на данные мероприятия должны быть заложены в бюджет 2021 года. Деньги на эти расходы предлагаю взять со статей, которые считаю менее важными, чем образование десятков тысяч школьников и студентов Самарской области. Так, например, в 2021 году правительство Самарской области планирует выделить футбольному клубу «Крылья Советов» 600 000 000 (шестьсот миллионов) рублей. Предлагаю футбольному клубу оставить 100 миллионов, а 500 миллионов направить на санитарно-эпидемиологическую защищённость школ.

Нужно сделать школы и вузы безопасными и вернуть детям нормальное образование. Будем надеяться, что «ковид» сойдёт на нет. Но ведь каждую осень и весну все учебные организации сталкиваются с эпидемиями гриппа и ОРВИ. Перевод школ на новый уровень санитарной защищённости станет решением и этой проблемы.

Друзья! Данное обращение будет направлено мною как особое мнение депутата в Самарскую губернскую думу и Правительство Самарской области. Если вы поддерживаете мою инициативу, если у вас есть предложения по тому, что ещё целесообразно включить в предложенную мною программу «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЁННОСТЬ ШКОЛ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ», если ваш семейный бюджет не в состоянии оплатить расходы на «дистант», если у вас есть доказательства неэффективного обучения вашего ребёнка по системе «дистанционного обучения» – присылайте обращения по адресам:

Электронная почта – kra.snov@yandex.ru

Социальные сети – https://vk.com/kra.snov