Самарский краевед собирается переименовать Тольятти

0000000000000000 Казалось бы, что вопрос о возвращении Тольятти исторического имени Ставрополь, после референдума, проходившего в 1996 году, навсегда снят с повестки дня. Ан нет. 28 Ноября в Тольяттинском краеведческом музее в рамках «Татищевских дней» прошел круглый стол «Епифания – Ставрополь – Тольятти…», где эта тема была поднята вновь. Что характерно, инициатором ее рассмотрения выступил житель города Самара краевед Александр Завальный. Недавно в «Свежей газете. Культура» им была опубликована статья «Тольятти – город без креста», где он привел свою аргументацию за переименование нашего города, которая воодушевила немногочисленных местных сторонников свершения такого акта. В работе круглого стола самарский краевед принял непосредственное, но в тоже время виртуальное участие – он находился на Skype-связи. (Именно его лицо, выведенное на экран, является фоном большинства фотографий). В целом его аргументация была построена на следующем тезисе: имена, данные при основании необходимо вернуть всем российским городам, Тольятти в первую очередь, поскольку, по его мнению, лидер итальянских коммунистов не был хорошим человеком. Завальный рассказал историю о том, что в Италии был снят фильм, в котором давалась крайне негативная оценка деятельности Пальмиро Тольятти. Якобы в начале 90-х годов итальянские кинематографисты привезли две его копии в Самару и Тольятти. И якобы в Автограде местные власти запретили фильм к показу, а в Самаре он был продемонстрирован в сетях одного из кабельных ТВ, но потом копия где-то затерялась. Этой же линии придерживались и местные сторонники переименования города, среди которых наиболее активно выступал председатель общественного комитета «Ставрополь-на-Волге» Александр Бусов.

00000000000000000000000000000000000Досталось и присутствовавшему на обсуждении бывшему мэру Тольятти Николаю Уткину, который во время проведения референдума занимал должность главы администрации города. Его упрекнули в том, что городские власти развернули активную агитационную кампанию за сохранение имени Тольятти, в результате которой статус-кво поддержали 78 процентов, принявших участие в голосовании. (Справедливости ради отмечу: никто не вспомнил о том, что результаты референдума не были признанны действительными, так как порог явки был ниже 50 процентов). Николай Уткин опроверг данное утверждение, и напомнил о том, что городской бюджет в 1996 году не затратил серьезных средств на проведение референдума, поскольку он был совмещен с выборами. Бывший мэр высказался против переименования города, приводя в качестве основного довода экономические причины. Он также рассказал, что когда он возглавлял город, к нему не раз поступали предложения взять и подписать как-нибудь ночью указ о смене названия, чтобы однажды утром тольяттинцы проснулись в Ставрополе-на-Волге, и ничего уже сделать не смогли. Он отвергал эти предложения тогда, понимая, что подавляющее большинство жителей города возмутились бы таким шагом, и сейчас уверен в том, что на стороне «тольяттинцев» огромное численное преимущество. Впрочем, понимают это и «ставропольчане», которые видят единственный выход в волевом решении властей, и не рассчитывают на широкую поддержку масс, случись заново голосование по этому поводу.
Депутат Тольяттинской городской Думы, коммунист Сергей Егоров довел до сведения собравшихся единодушную позицию депутатского корпуса: проблема переименования нашего города общественность не волнует. Также он рассказал о предложении установить памятник Пальмиро Тольятти, в связи с 50-летием переименования города, которое будет отмечаться в следующем году. Оно недавно рассматривалось на заседании комиссии по местному самоуправлению и взаимодействию с общественными и некоммерческим организациями, в которой Сергей Егоров является заместителем председателя. (Кстати, в марте этого году отмечалось 120-летие со дня рождения Пальмиро Тольятти, но об этом событии вспомнили только в городском отделении КПРФ). В заключение своего выступления Сергей Егоров выразил свое личное категорическое несогласие с предложениями по переименованию города.

000000000000000000000000000000Как на стороне «ставропольчан», так и на стороне «тольяттинцев» выступали и старожилы, и совсем еще молодые люди. Спорили, даже читали стихи… 

Я задал вопрос сторонникам переименования: как именно на их взгляд должен называться город – Ставрополь или Ставрополь-на-Волге? Вопрос принципиальный. Ставрополь – официальное название с момента основания до 1964 года. Если идет речь о восстановлении исторического имени то оно, должно быть только таким. Но тогда не избежать путаницы. Ставрополь-на-Волге или Ставрополь Волжский – такие обозначения наносились даже на карты, но как раз для того, чтобы ее избежать. Город никогда так не назывался! Это уже будет новым именем. Но ответа от «ставропольчан» так и не последовало. Однако, на самом деле, больше интересовал ответ на вопрос, который я не задал: неравнодушные люди с активной жизненной позицией, неужели они не видят вокруг себя более актуальных проблем?
По окончании дискуссии каждый остался при своем мнении, никто никого не переубедил. Сторонники переименования города не собираются «ставить крест» на этой истории, но их шансы на успех в обозримом будущем равны нулю.

Виктор Козлов — http://vk.com/kprftlt