Дешевле, но из-за границы. А дальше что?

Одно из главных событий года — вступление России во Всемирную торговую организацию. Уже в первые месяцы своего членства страна начала ощущать давление импорта со стороны сельхозпроизводителей и вводить защитные меры для автопрома. Ожидаемые выгоды и реальности ВТО — в сюжете обозревателя «Вести ФМ» Валерия Емельянова.

Больше всех от вступления России в ВТО пока выигрывают соседние страны. Из-за снижения пошлин на молочную продукцию и новых, менее строгих, правил валютного обмена на отечественный рынок хлынули продукты из Финляндии, Прибалтики и стран СНГ. Всего за несколько осенних месяцев на российских прилавках стало вдвое больше иностранного сыра, сгущенки и масла, а импорт сухого молока вырос более чем в 3 раза. В новом году ввозные пошлины будут снижаться еще больше, а субсидии отечественным производителям сократятся. В таких условиях российская молочная отрасль в принципе не сможет бороться с импортом.

«Очень высока закредитованность производителей молока. Отсюда и высокая стоимость молока и, как следствие, высокая стоимость отечественной продукции, которая не выдерживает конкуренции со стороны Украины, Белоруссии, а зачастую и дальнего зарубежья. К концу 3-го года пребывания в ВТО объемы импорта будут значительно больше, объемы собственного производства уже заметно сократятся», — считает руководитель аналитического центра «Союзмолоко» Татьяна Рыбалова.

Еще одной жертвой ВТО стало российское свиноводство. Импорт свинины вырос на 50% сразу после вступления в ВТО, и зарубежные производители наращивали свою долю на рынке вплоть до Нового года. В итоге цены на необработанную свинину рухнули с 94 до 65 рублей за килограмм, что сделает выращивание свиней в России в следующем году нерентабельным. Для потребителей обострение конкуренции в мясной отрасли означает неизбежное снижение цен, так как под конец года свинина уже начала дешеветь примерно на полпроцента в месяц.

Но руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин уверен, что гибель отечественного животноводства впоследствии все равно ударит по кошелькам россиян: «Каждое новое рабочее место в животноводстве стимулирует создание от 6 до 8 рабочих мест в других отраслях промышленности и сельского хозяйства. Поэтому мне кажется, задачи, чтобы цены были низкие, не должно быть. Задача должна быть, чтобы наши доходы были высокие и стабильные, чтобы у нас были рабочие места. А если у нас все будет дешево, но из-за границы, то у нас не будет рабочих мест. Кто будет покупать и на какие деньги?»

Российскому автопрому пока удается выжить в условиях ВТО, говорят эксперты, но лишь благодаря введению утилизационного сбора, который компенсировал отмену ввозных пошлин на иномарки. Скачок импорта автомобилей был зафиксирован только в августе, затем рынок вернулся к привычным объемам. Властям удалось на время защитить отечественного производителя, но повышение сборов с импорта не решает главной проблемы — низкого качества российских автомобилей.

«Единственное, что может спасти, — это внедрение новых технологий, покупки новых технологий. Даже рынок вторичных автомобилей все равно выигрывает по количеству и качеству, чем новые автомобили российских производителей», — говорит независимый аналитик Роберт Краснов.

По уровню протекционизма в последние годы Россия прочно занимала одно из первых мест в международных рейтингах. Эксперты предсказывают, что со вступлением в ВТО отечественный рынок станет более открытым. В свою очередь другие страны тоже будут вынуждены снимать барьеры. Всего за первые 4 месяца членства России в ВТО были отменены 13 из 73 заградительных пошлин и тарифов против российских производителей.

Источник: «Трудовая Самара» (http://trudsam.ru/index.php?newsid=1188)