Сергей ИОНОВ: АВТОГРАД — НАША СУДЬБА

ИоновПоскольку я вхожу в состав Автозаводского райкома КПРФ, то о его работе могу дать более детальную информацию. К тому же в Тольятти градообразующим предприятием является АвтоВАЗ, ему и приоритет. Причём не только на уровне Автозаводского райкома, но и на городском. Тем более что на предприятии сейчас сложная ситуация: идёт сокращение персонала. Кроме того, объявлено о значительных сокращениях на двух дочерних предприятиях. В Автозаводском районе вообще много предприятий, которые являются поставщиками АвтоВАЗа и напрямую зависят от его работы.

Вместе с профсоюзом

Работа коммунистов с трудовым коллективом Волжского автозавода осуществляется по многим направлениям. Прежде всего отмечу взаимодействие с профкомом независимого профсоюза «Единство», активно действующего на автогиганте. Этот профсоюз является составной частью МПРА. Его возглавляет Пётр Золотарёв, который избран вице-председателем МПРА, а также вице-председателем Конфедерации труда России. МПРА представлен и на других предприятиях нашего города, в частности на Волжском машиностроительном заводе.

Ранее аббревиатура МПРА расшифровывалась как Межрегиональный профсоюз работников автопрома. Но поскольку сфера его деятельности расширилась, то сейчас он называется Межрегиональным профсоюзом «Рабочая ассоциация». В ноябре прошлого года в его устав были внесены изменения, которые позволяют формировать первичные организации по территориальному принципу. Это позволяет вступать в него работникам, занятым в разных отраслях экономики. Не удивительно, что МПРА расширяет своё влияние в нашем городе. Ясно, что в такой ситуации тольяттинские коммунисты с ним тесно взаимодействуют и намерены и впредь расширять наше сотрудничество.

«Единство» является самым боевым и самым известным независимым профсоюзом в Тольятти. Признаюсь, что между ним и городским отделением КПРФ не всегда было полное взаимопонимание. Но когда в 2009 году в городе проходили многотысячные митинги рабочих АвтоВАЗа, организованные «Единством», представители КПРФ принимали в них непосредственное участие. Однако систематическая работа тогда не была отлажена. К доле скепсиса, с которой на первых порах некоторые активисты «Единства» относились к инициативе КПРФ по сближению, мы были готовы. Низкая активность рабочих, их неготовность принимать участие в акциях протеста, где отстаиваются их же интересы, тоже не стали для нас сюрпризом. К тому же сейчас, когда идут сокращения, люди боятся потерять свои рабочие места. Те, кто не боится, как раз и составляют актив профсоюза «Единство». В таких условиях тем более необходимо единство действий КПРФ и профсоюзов.

В определённом смысле поворотным стал 2012 год. Тогда началось наше систематическое взаимодействие в рамках работы Координационного совета оппозиционно-патриотических сил Тольятти. Он был создан по инициативе активистов местного отделения КПРФ. В него, помимо отделений Компартии и ЛКСМ, вошли представители профсоюзов «Единство» и «Солидарность» (в нашем городе эта рабочая организация малочисленная), общественных движений «Суть времени» и «Народный собор». Несмотря на такой, мягко говоря, разноплановый состав, Координационному совету удалось организовать ряд акций, получивших заметный общественный резонанс.

Например, горожане не могли не заметить «Вёрст протеста» — одиночных пикетов против ювенальной юстиции от здания мэрии до местной Думы. После этой акции Тольяттинская городская дума, в которой «единороссы» имеют большинство, единогласно высказалась против введения ювенальной юстиции. Причём сделала это первой в стране. Кроме серии пикетов против ювенальной юстиции, в городе прошли массовые акции против вступления России в ВТО и против базы НАТО в Ульяновске. Заметным событием стал и пикет против осквернения Вечного огня.

Правда, профсоюз «Единство» был представлен на этих протестных мероприятиях лишь отдельными лицами, а не организацией. Они не были на этих акциях сторонними наблюдателями, а принимали в них с одобрения профкома активное участие. Но всё же официально они не были уполномочены выступать, так сказать, под своими флагами. Руководители профсоюза объяснили свою позицию так: все эти мероприятия имели политический характер, экономических требований на них не выдвигалось, поэтому профсоюз и уклонялся от прямого участия. Коммунисты не стали оспаривать такую позицию. Между тем в эти акции, организаторами которых являлись КПРФ, а также «Суть времени» и «Народный собор», были вовлечены по большей части рабочие.

Избирательная кампания лета 2013 года свела на нет деятельность Координационного совета, члены которого принимали участие в выборах депутатов Тольяттинской городской думы. Дело в том, что они выступали в той избирательной кампании в качестве кандидатов от различных политических сил. По этой же причине приостановили взаимодействие и с Петром Золотарёвым, который, как и ряд других активистов профсоюза, на выборах депутатов Тольяттинской городской думы был выдвинут партией «Справедливая Россия»

Однако вскоре после выборов, в ноябре того же года, между Автозаводским райкомом КПРФ и профкомом «Единство» было достигнуто устное соглашение о сотрудничестве. Примечательно, что первым шагом, демонстрировавшим восстановление совместных действий, стали публикации интервью Петра Золотарёва и других материалов о деятельности профсоюза «Единство» в информационном бюллетене Тольяттинского горкома КПРФ «Правда Автограда» (он выходит один раз в месяц тиражом 10—20 тысяч экземпляров; в настоящее время проходит регистрацию как средство массовой информации). Активисты профсоюза регулярно помогают коммунистам распространять бюллетень среди рабочих АвтоВАЗа, а Автозаводский райком партии передаёт информацию о «Единстве» в орган обкома КПРФ — газету «Трудовая Самара».

Первой совместной акцией протеста после «выборного перерыва» стал митинг против массовых сокращений на АвтоВАЗе, инициатором которого выступил Автозаводский райком КПРФ. «Единство» помогало в организационных вопросах. Резолюция была основана на предложениях, также подготовленных «Единством». На митинге поднимался в том числе и вопрос о задержках с выплатой зарплаты на Волжском машиностроительном заводе. Из-за этого часть сотрудников предприятия отказалась выполнять свою работу. Вскоре после митинга задолженность перед работниками была ликвидирована.

Акция протеста не была многочисленной, но получила неплохой резонанс в СМИ и Интернете. А поскольку массовые сокращения продолжаются, то в настоящее время готовится новый митинг по той же теме. Его организатором сейчас выступает профсоюз «Единство», а коммунисты примут в нём активное участие. Райком находится в постоянном контакте с профкомом. Планируются другие совместные мероприятия.

Из традиционных форм работы райкома КПРФ с трудовым коллективом АвтоВАЗа нельзя не отметить регулярные (с 2011 года) выезды на проходные предприятия с целью распространения партийной прессы: «Правды», информационных бюллетеней ЦК КПРФ, «Трудовой Самары», «Правды Автограда».

Не надо также забывать, что партийные комитеты Центрального и Комсомольского районов Тольятти тоже помнят о трудовых коллективах. В поле их внимания прежде всего рабочие, занятые на предприятиях химической промышленности: «Куйбышевазот», «Тольяттикаучук», «Тольяттисинтез». К другим крупным заводам, с рабочими которых наши райкомы тоже тесно сотрудничают, можно отнести «Волгоцеммаш» и «Тольяттинский трансформатор».

В то же время я не хотел бы создавать впечатление, что работа коммунистов Тольятти с рабочими идёт гладко и беспроблемно. В целом жители города в последние годы не отличаются активным участием в политической жизни.

Партийное поручение

В начале апреля во всех трёх районных отделениях города прошли отчётно-выборные конференции. В каждом из них избран «классический» секретариат — первый секретарь, секретари по оргработе и по идеологии. Такие направления деятельности, как работа с общественными организациями и молодёжью, закреплены за членами райкомов без наделения их статусом секретаря. Неформально работа с трудовыми коллективами закреплена за конкретными секретарями. В Автозаводском райкоме её ведут секретарь по оргработе Сергей Егоров (он — депутат гордумы, работает электромонтёром на АвтоВАЗе) и секретарь по идеологии Виктор Козлов. В Центральном районе эти функции выполняет первый секретарь райкома Максим Гусейнов (он — главный сварщик «Волгоцеммаша» и руководитель фракции КПРФ в гордуме).

Активом являются все члены райкомов и секретари первичных отделений, между которыми распределяются те или иные функции при подготовке и проведении различных мероприятий. Любой из них может в зависимости от ситуации получить разовое задание по взаимодействию с рабочими и сотрудничеству с трудовыми коллективами.

Несколько слов о рабочих, избранных в партийные органы.

В Автозаводском райкоме на данный момент один рабочий промышленного предприятия — секретарь по оргработе Сергей Егоров, а также один электрик, обслуживающий жилфонд, — Ярослав Погодин. Ещё есть инженер, работающий на одном из средних предприятий, — Александр Марков.

В прошлом году рабочих в составе райкомов было больше. Но многие из них, не дожидаясь начала массовых сокращений, по собственному желанию покинули автозавод, найдя работу не в промышленной сфере. Кстати, Погодину и Маркову в разное время тоже приходилось уходить со своих рабочих мест под давлением администрации в связи с их активной партийной деятельностью (оба были кандидатами на выборах различного уровня, и во время избирательных кампаний начинались проблемы на работе). Центральный райком, как уже я отмечал, возглавляет главный сварщик крупного завода Максим Гусейнов.

Сергей Егоров, помимо должности секретаря по оргработе, выполняет часть работы по взаимодействию с трудовыми коллективами. Кроме того, он является заместителем председателя комитета по местному самоуправлению городской Думы, работает с общественными организациями (ТОС, Советы ветеранов и т.д.). Ярослав Погодин отвечает в райкоме за работу с ЛКСМ и другими молодёжными организациями. Александр Марков — секретарь первички.

«Агенты «Искры»

«Правда» спрашивает, есть ли у партийного комитета свои «агенты» (по аналогии с агентами «Искры») на каждом предприятии города (района)? Как организовано взаимодействие с ними? Постоянно ли партком получает информацию о жизни предприятия?

Вести партийную работу на предприятиях сложно из-за давления администрации. А такое случалось не раз. Тем более сложно заниматься партийной работой активистам, которые на виду. Те, кто побывал кандидатом на выборах, уже «засветились» и на роль «агентов «Искры» не годятся. Есть отдельные товарищи, в том числе сторонники, которые доставляют партийную прессу — по несколько экземпляров — за проходные.

В прошлом составе райкома у нас был один товарищ, который, работая на АвтоВАЗе, пытался развернуть там активную партийную деятельность, как он её понимал: постоянно конфликтовал с администрацией. Вступив в профсоюз «Единство», он вскоре возглавил профком одного из производств. В настоящее время уволен и судится с администрацией.

Несколько слов о депутатах-рабочих. В составе фракции КПРФ в Тольяттинской городской думе работают на протяжении двух созывов три депутата. И в том, и в этом созыве один из них — рабочий. Степан Филатов, депутат пятого созыва, трудился токарем на заводе «Тольяттихлеб». Но в декабре 2011 года был избран депутатом Самарской губернской думы, где в настоящее время работает на постоянной основе. О Сергее Егорове, который сейчас является депутатом гордумы, уже многое сказано. В других фракциях рабочих никогда не было и нет.

Партийные комитеты взаимодействуют с нашими фракциями в полном объёме. Чтобы горком и фракция действовали сами по себе, такого нет.

Больших возможностей бывать на предприятиях, за исключением своего рабочего места, у депутатов-коммунистов нет. На АвтоВАЗ даже Зюганову не дали пройти.

О нашей социальной базе

В настоящее время в Автозаводском районном отделении рабочих — около 20% (без учёта ИТР). Опять же хочется обратить внимание, что процентное соотношение снизилось в прошлом году из-за перехода ряда рабочих АвтоВАЗа на другую работу (в связи со сложной ситуацией на предприятии, низкой зарплатой и т.д.). В Автозаводском районе большинство жителей имеют за плечами вазовский стаж, и многие члены КПРФ из тех, кто сейчас не занят на промышленных предприятиях, получали рабочие специальности и хотя бы какое-то время отработали на автогиганте. Коммунисты-пенсионеры — практически все ветераны ВАЗа. Те, кто в настоящее время работает на ВАЗе или других промышленных предприятиях, являются активными членами партии, практически все имеют постоянные партийные поручения.

В связи с ожидаемым ростом безработицы, несмотря на работу коммунистов, которая отлаживается на предприятиях, рассчитывать на пополнение рядов партии рабочими не приходится. И виной тому, наверное, не только страх потерять рабочее место. После мощных протестных выступлений рабочих АвтоВАЗа в 2009 году, возглавляемых «Единством» при активном участии левых сил, в том числе КПРФ, волна рабочего сопротивления спала. Этому неожиданно для нас поспособствовала и… победа, одержанная КПРФ в городе на выборах в Государственную думу РФ и Самарскую губернскую думу в декабре 2011 года. Обыватель ждал быстрых результатов, но не видит никаких изменений. Он зачастую даже не хочет слышать объяснений, что в целом область «проголосовала» так, что значительно усилить фракцию КПРФ количественно в облдуме не удалось.

И вот сейчас — затишье. Это наглядно показали результаты выборов в Тольяттинскую гордуму в сентябре прошлого года. Коммунисты города отмобилизовались на них не хуже, чем в декабре 2011 года. А итоги — заметно хуже. И это при полной самоотдаче.

Сами же мы впадать в спячку не собираемся.

Источник: http://www.gazeta-pravda.ru/index.php/item/1677-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4-%E2%80%94-%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B0-%D1%81%D1%83%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0