«ПРАВДА»: ГРОЗИТЬ СУДОМ МЫ БУДЕМ ШВЕДУ

Альчиков«Я, Альчиков Виктор Валерьевич, прошу возбудить в отношении президента ОАО «АвтоВАЗ» Бу Инге Андерссона уголовное дело по статье 145.1 УК РФ по факту невыплаты мне заработной платы в течение двух и более месяцев. Об уголовной ответственности за заведомо ложный донос предупреждён».

СПЕШУ успокоить поклонников выдающихся управленческих талантов шведа Андерссона: никакого уголовного дела прокуратура, куда поступило заявление, возбуждать не стала. Это не её компетенция. И не компетенция полиции. И вообще, это вам Тольятти, а не Швеция.

Русский Виктор Альчиков от шведа Бу Андерссона, если не учитывать какие-то национальные особенности, мало чем отличается. Он так же живёт на заработную плату, должен что-то есть-пить, оплачивать коммунальные услуги, помогать своим близким и так далее. При условии, если имеются деньги.

У Андерссона деньги наверняка есть. Как и у других вазовских начальников. Совет директоров предприятия за минувшие полгода огрёб в пределах 150 миллионов рублей, как сообщило на днях местное радио. Если директорский общак поделить на количество голов в совете, то на каждую приходится почти по двадцать миллионов. Этой суммой и подавиться можно, но никто из членов совета даже не поперхнулся. Причём у Андерссона куш наверняка больше, чем у кого-либо на предприятии. Какой именно, установить не удалось. От вазовских работяг сумму тщательно скрывают, чтобы они не ходили с округлившимися от изумления глазами.

Но Виктора Валерьевича интересует зарплата не столько Бу, сколько своя собственная. От неё тоже глаза округляются, но по другой причине. С октября прошлого года, целых девять месяцев, видел он её только во сне, а в руках не держал. При этом, как пишет он в своём заявлении в прокуратуру, исправно ходил на работу в цех 31/3 механосборочного производства, где трудится электросварщиком. И добросовестно выполнял свои обязанности, которые заключались в том, чтобы всю смену сидеть и ничего не делать, ибо начальство никаких заданий не давало.

— Работать я не мог и до сих пор не могу и по другой причине, — рассказывает Виктор Валерьевич. — Раз в квартал каждый электросварщик должен пройти инструктаж по технике безопасности. Последний раз он был у меня, кажется, года полтора назад. С тех дней цеховое начальство инструктаж со мной не проводило и проводить не планирует.

Столь продолжительное, а потому и невиданное нигде в России, кроме АвтоВАЗа, сидение без дела на рабочем месте началось ещё в прошлом году. А до этого без работы маялся председатель профкома «Единство» на том же механосборочном производстве рабочий Вячеслав Шепелев. Он очень хорошо знал не только права, но и обязанности высокого начальства, которые оно не выполняло ни в сфере охраны, ни в сфере оплаты труда. Шепелева тоже вначале отстранили от работы, а потом уволили под благовидным предлогом. Альчиков в то время был заместителем, а потом стал исполнять обязанности председателя профкома. Исполнял очень хорошо. Так что в октябре тоже остался без работы. Никаких приказов или распоряжений на этот счёт не было. Ему просто перестали давать задания. День, два, месяц, два месяца… Расчёт был простой: надоест мужику маяться без дела и без денег, уволится сам. Но мужик попался — кремень.

Независимый профсоюз АвтоВАЗа «Единство» обратился с иском в суд Автозаводского района Тольятти. 4 июня суд признал, что вины рабочего в этой ситуации нет, а действия администрации незаконны. И решил, что зарплата в соответствии с иском, с октября по апрель, в сумме 103 тысячи 687 рублей и 16 копеек должна быть взыскана с работодателя. В месяц у рабочего вышло в пределах 15 тысяч. Шведы, которые очень ревниво относятся к разнице в зарплате у менеджеров и работяг, устроили бы хай на всю Европу. Ведь разница даже с рядовым членом совета директоров сумасшедшая. При этом надо учесть, что никаких героических свершений ни у шведа Андерссона, ни у всего руководства АвтоВАЗа как не было, так и нет. Разве что коллектив сокращается ударными темпами. Как сообщила на днях дирекция по связям с общественностью автогиганта, в год с завода уходят от шести до семи тысяч человек. Причины: выход на пенсию, расторжение трудовых договоров, увольнение по собственному желанию. Как видите — никакого произвола и насилия. Приёма новых работников нет. При таких темпах к 2020 году от 55 тысяч человек останутся 30 тысяч. Для стимуляции этого процесса Андерссон готов выплачивать дополнительные оклады каждому добровольцу, лишь бы не мозолил глаза. Ему не жалко, ведь не из своего кармана. А свой карман находится под надёжной защитой нашего госбюджета, вливания из которого в АвтоВАЗ как были, так и будут. Областное правительство похлопотало, а Путин на это уже дал добро.

Есть мнение, что этот залётный орёл со временем сделает из российского автогиганта вспомогательное для Запада отвёрточное производство. А отечественные автомобили перестанут выпускать вообще. Впрочем, те, кто так считает, на предприятии уже не работают. Андерссон избавляется не только от отечественных специалистов высшего звена, но и от инициативных рабочих, которые не хотят мириться с многочисленными нарушениями.

При теперешних взаимоотношениях с западными «партнёрами» утрата отечественных технологий и наработок на АвтоВАЗе грозит России потерей всего отечественного автопрома. Коммунисты об этом уже предупреждали правительство в апреле текущего года. Реакции не последовало. Сейчас подготовлено обращение к Владимиру Путину, в котором говорится о необходимости освободить Андерссона от обязанностей президента ОАО «АвтоВАЗ». Пока ещё не поздно. Но ведь не о шведах — о русских ваньках сказано: гром не грянет, мужик не перекрестится.

Вот такие любопытные нюансики высвечивает эта история с заработной платой электросварщика Альчикова.

После решения суда, который «осчастливил» рабочего ещё и десятитысячной суммой за причинённый ему моральный ущерб, АвтоВАЗ с апелляцией в вышестоящие судебные органы не обратился. Деньги рабочему выплатили. Семья — у Альчикова жена и дочь — рассчиталась с долгами. И всё оставалось по-прежнему. За май зарплату не выдали, за июнь тоже. 11 июля Виктор Валерьевич написал то заявление в прокуратуру. Деньги он вскоре получил, но в усечённом варианте, как считает Виктор Валерьевич. Тут же поступило предложение от прокуратуры — заявление отозвать. Между тем неполная выплата заработной платы тоже наказуема в уголовном порядке согласно статье 145 УК РФ. И отзывать заявление Альчиков не намерен.

— Администрация с ним просто сводит счёты, потому что Виктор Валерьевич отстаивает законные права рабочих, — говорит лидер заводского профсоюза «Единство» Пётр Золотарёв. — Причём таких примеров у нас множество…

Уволена бывший председатель цехкома опытно-промышленного производства Ольга Бойко. Она была общественным инспектором по охране труда. В нарушении правил охраны труда и обвинили…

Уволен и её заместитель. Основание — отказ выполнять работу, которую не оплачивали.

В ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» уволили председателя профкома Андрея Ляпина. Работал инженером. Убрали его стол и стул. Он целый день стоял, когда рядом все сидели. Если отлучался на минуту-другую по какой-то нужде, фиксировали нарушение.

Если бы на рабочем месте Ляпина поставили козу, весь коллектив счёл бы это издевательским отношением к животному. А над человеком издеваться можно…

Неоднократно увольняли и заместителя Ляпина — Ильфияра Шарафутдинова. Профсоюз «Единство» восстанавливал его через суд. Только выйдет на работу — приказ о новом увольнении.

Уволили председателя цехкома производства пластмассовых изделий Веру Гундареву. И нет им, уволенным активистам «Единства», ни конца ни края…

Применяется и другой способ избавления от излишне активных и неугодных — сокращение штатов. Есть и совсем простой: когда человеку обещают повысить разряд, а значит и зарплату, если выйдет из «Единства». Бывает, что и выходят. Семья, дети — деваться некуда.

Пока ещё работодатель должен получать согласие вышестоящего профсоюзного органа на увольнение активиста. Но скоро это требование будет упразднено, так как перед законом должны быть все равны — и электросварщик Альчиков, и президент ОАО «АвтоВАЗ» Бу Андерссон. Найдётся ли хоть один рядовой гражданин нашей страны, кто в это поверит? Зато наша демократия сделает ещё один шаг на пути сгибания рабочего человека в бараний рог.

Будет ли зарплата у Альчикова за август, пока неизвестно. Его заявление о привлечении Андерссона к уголовной ответственности находится то ли в районном, то ли в городском отделе областного управления Следственного комитета. Ответа пока нет. На Андерссона готовится новое исковое заявление в суд по поводу неполной выплаты заработной платы. Пусть она не заработана, но ведь не по вине Альчикова. Так что пусть платят, как предписывает закон.

А Виктор Валерьевич каждый рабочий день приходит в свою бригаду и сидит. Если плюнуть, уйти с завода, таким же способом выдавят десятки других рабочих-активистов. В октябре исполнится год, как началось это утончённое издевательство. В советские времена всех, кто такое себе позволял, давно бы уже вытряхнули из кресел. Наиболее оголтелые могли бы сами посидеть в местах не столь отдалённых. А теперь надо рассчитывать только на себя, на друзей по боевому профсоюзу. И на депутатов Госдумы от КПРФ, которые борются за интересы людей труда.

Когда Альчиков узнал об обращении к президенту представителей руководства КПРФ, обрадовался.

— Это хорошо! Они в Москве, а мы отсель грозить будем шведу, — словами классика ответил он.

— Об увольнении по собственному желанию не приходят мысли?

Альчиков ответил коротко:

— Не дождутся!