ПЛАТИТЬ БЕСКОНЕЧНО ИЛИ ИСКАТЬ АЛЬТЕРНАТИВУ?

Капитальный ремонт: платить бесконечно или искать альтернативу?

Весной этого года Правительство Самарской области внесло изменения в программу капитального ремонта домов, изначально рассчитанную до 2030 года. Если раньше отремонтировать фасады, крыши, подвалы, инженерные системы многоквартирных домов планировалось до этого времени, то теперь сроки окончания программы сдвинулись как минимум до 2050 года, т.е. на двадцать-тридцать лет. Понятное дело, что проинформировать об этом население никто не спешит. В СМИ – тишина, более того, в публичной плоскости этот вопрос не обсуждался даже в Самарской губернской думе. Тем не менее, это факт: жителям большинства домов Самарской области ждать ремонта предстоит десятилетиями. Ждать и платить, платить, платить.

Как именно формируется размер взноса на капитальный ремонт? Ответ на этот вопрос чиновники из министерства ЖКХ держат в строгом секрете, ограничиваясь отписками в ответ на многочисленные запросы. Тем не менее, логично предположить, что изначально взнос был рассчитан так, чтобы к 2030 году завершить программу капремонта и освободить граждан от сборов – собранных к тому времени средств вполне должно было хватить. Но теперь уже ясно: не хватит. По мнению специалистов, именно с недостатком денег и связан перенос сроков программы. Вопрос, куда же они делись, напрашивается сам собой.

Теперь сроки сдвинуты, на два или три десятилетия, и денег с нас соберут минимум в 2 раза больше. Хватит ли этих средств, или опять нет, неизвестно. Зато абсолютно ясно одно: дома, которые прошли капитальный ремонт до 2020 года, ко времени окончания программы капремонта надо будет ремонтировать заново. Бинго! Даешь программу капремонта-2. В связи с этим предлагаю не вводить людей в заблуждение и переименовать взнос на капитальный ремонт в обязательный налог – давайте называть вещи свои именами.

Да, еще интересная новость – правительство Самарской области решило провести ремонт фасадов домов гостевых маршрутов к Чемпионату мира по футболу, списав расходы по линии капремонта (другой вид работ жителям выбрать нельзя). Об этом стало известно из ответа на запрос, сделанный депутатом Михаилом Матвеевым в Фонд капремонта. В списке, предоставленном фондом, значится около 500 домов, большая часть которых находятся на т.н. «гостевых маршрутах». Таким образом, «потемкинская деревня» в Самаре к чемпионату мира будет отгрохана за счет тольяттинцев, сызранцев и т.д. Которым с ремонтом своих домов придется подождать. Да, жаль, что чемпионат проводится не в Тольятти.

В 2013—2014 годах депутаты от Единой России и чиновники с пеной у рта доказывали, что создание Фонда капремонта – несомненное благо, что за счет формирования взносов в общем котле мы сможем в кратчайшие сроки отремонтировать наши дома. Программа капремонта существует с 2013 года, меньше 5-ти лет. Но уже сейчас сроки ее увеличены почти вдвое, то есть платить нам придется дольше и больше. Что же касается качества работ, производимых подрядчиками, которых назначает Фонд – то здесь дела обстоят еще хуже. Так где обещанная выгода от сдачи взносов в общий котел?

Учитывая все факторы, я вижу один вариант решения проблемы: аккумулирование собственниками взносов на капремонт на специальных счетах домов. Сделать это можно в домах с любым способом управления, будь то ТСЖ или УК. Проводите собрание жильцов, выбираете банк и вперед. Да, в этом случае придется самим контролировать процесс сбора взносов, но зато вы будете уверены: собранные вами средства пойдут только на ремонт вашего дома. Больше – никуда. Кроме того, вы сможете сами выбрать надежного и проверенного подрядчика. Контроль за ходом работ тоже придется осуществлять самостоятельно, но это скорее плюс, чем минус. Как показала практика, чиновникам ФКР доверять в этом вопросе нельзя – выйдет себе дороже.

Сейчас в Самарской области жителями около 940 домов уже открыты специальные счета. К 2020 году, по мнению специалистов, более чем 50 % домов в регионах России будут осуществлять капремонт в домах именно таким образом. На фоне неудовлетворительной работы чиновников ФКР и дискредитации самой программы капитального ремонта, как таковой, подобный итог более чем закономерен.