КОМУ ВЫГОДНА НОВАЯ РЕФОРМА ЖКХ?

из источника gusejnovmaksim.ru

В правительстве РФ обсуждают законопроект об исключении управляющих компаний из цепочки оплаты за коммуналку

Треть управляющих компаний в жилищно-коммунальном хозяйстве признаны недобросовестными — в правительстве уже подготовлен законопроект об исключении УК из цепочки оплаты коммуналки. Правда, в процессе новой реформы число посредников в ЖКХ может не сократиться, а вырасти, что не может не отразиться и на тарифах.

Законопроект был разработан Минстроем РФ. Его глава Михаил Мень позднее сообщил, что, если документ примут, договоры о предоставлении коммунальных услуг будут заключаться между самими гражданами и ресурсоснабжающими организациями (РСО). Таким образом, средства граждан станут перечисляться не через счета УК, а напрямую поставщикам ресурсов.

Идея благая, поскольку сейчас нередко УК берут деньги добросовестных плательщиков и закрывают ими долги, возникшие по вине тех, кто не платит. Часто это вынужденная стратегия работы УК: 100-процентной собираемости коммунальных платежей нет, а заплатить ресурсоснабжающей организации надо именно 100%, в противном случае управляющая компания попадет на пени и штрафы. То же самое и с капремонтом. Добросовестные граждане при этом платят не только за себя, но и «за того парня».

Впрочем, это еще не худший вариант. На рынок нередко приходят откровенные мошенники, которые просто собирают деньги за коммуналку, но дальше никому их не перечисляют. Впоследствии компания банкротится, оставляя в должниках даже не отдельных потребителей, а целые дома. В Тольятти такие компании тоже есть. Причем на некоторых руководителей управляющих компаний заведены уголовные дела.

В целом задолженность УК перед ресурсоснабжающими организациями, по оценкам Минстроя РФ, достигла 250 млрд руб. Проблеме не один год, впрочем, как и дискуссии о переходе потребителей на прямые договоры с ресурсниками. Возможно, длительность дискуссии объясняется тем, что у ресурсоснабжающих организаций в данном вопросе нет единой политики. Некоторые РСО фактически реализовали прямые расчеты с получателями услуг, в то время как другие РСО уверяют, что прямые договора с населением не выгодны. Вместо того чтобы гоняться за множеством мелких должников, им проще работать с УК. И требовать с управляющей компании 100-процентной оплаты за ресурсы даже при наличии, например, собираемости на уровне 95 процентов. Именно поэтому вокруг законопроекта ведется нешуточная межведомственная борьба. Окончательного варианта документа на сайте правительства нет.

У жителей многоквартирных домов есть возможность перейти на прямые расчеты с ресурсниками на основании решения, принятого собственниками помещений на общем собрании. В этом случае потребитель платит только за то, что он получил в своей квартире. А, например, за освещение в подъезде по-прежнему отвечает управляющая компания, которая собирает деньги с жильцов и передает все тому же поставщику электричества. На УК лежат и обязанности по содержанию внутридомовой инфраструктуры.

То есть замена управляющих компаний на прямые расчеты, о которой сегодня столько разговоров, никакой заменой не является, поскольку УК остаются: речь идет о простом перераспределении денежных потоков. И добросовестный плательщик в принципе не должен заметить никакой разницы. Тем более что в законопроекте, который предлагал Минстрой, есть понятие единого платежного документа, в который сведены все платежи граждан.

Впрочем, что это будет за документ и кто выступит оператором по сбору платежей, пока до конца непонятно. По словам ведущего юрисконсульта направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» Дмитрия Гордеева, подразумевается, что при переходе на прямые расчеты управляющая организация не будет продавцом ресурсов — их станет продавать РСО. «Но за качество водоснабжения, отопления и т. д. будет отвечать именно управляющая организация»,— говорит Гордеев. Именно УК предлагается обязать снимать показания с приборов учета, готовить жалобы граждан. «Минстрой хочет переложить все убытки на УК. А деньги в чистом виде получат ресурсоснабжающие организации»,— говорит автор и модератор интернет-форума по управлению МКД Юрий Кочетков.

При этом число посредников между потребителями и поставщиками ресурсов, по словам Кочеткова, не сократится, а, наоборот, вырастет. «Предполагается, что сверху над всей системой платежей встанут единые расчетно-кассовые центры, которые будут получать комиссию и с управляющих организаций, и с ресурсников. Плюс придется оплачивать работу банка, который также может включиться в схему оплаты. УК при этом продолжит готовить платежные документы. Понятно, что по факту все это будут оплачивать жители.»,— уверен эксперт. Объем дополнительной комиссии оценивается в размере от 2 до 4 процентов от сборов на коммуналку.

По оценкам, приведенным в Стратегии развития ЖКХ до 2030 года, оборот в отрасли составляет 4 трлн руб. Отщипнуть в виде комиссионных кусок такого пирога — привлекательно даже для самых крупных игроков рынка.

Другая сторона медали заключается в ужесточение ответственности для неплательщиков—физических лиц. Пени пойдут с тридцатого дня, а с девяностого начнут начисляться усиленные пени. Сегодня пени за задержку оплаты коммунальных услуг начинают начислять с шестидесятого дня, а два месяца за должников, как правило, расплачиваются управляющие компании, изымая, как уже упоминалось, часть средств, сданных на общедомовые нужды.

Если у управляющих компаний заберут все проходящие через них платежи, а долги, висящие на доме, оставят, то этот бизнес может стать невыгодным. УК просто обанкротятся и уйдут с рынка. Нередко управляющая компания — это 10 тыс. руб. на счету, стол и стул.

Прецеденты массового банкротства управляющих на региональных рынках уже есть. Так произошло, в частности, в Забайкальском крае. Управляющие обанкротились, не заплатив энергетикам. И там просто подняли тарифы плательщикам—юридическим лицам, пролоббировав это через ФАС.

По материалам: www.kommersant.ru

Фото: www.caricatura.ru