В Тольятти появится аллея Героев Куйбышевгидростроя

из источника daytlt.ru

Для установки фотографий с именами-фамилиями в настоящий момент предлагаются два места: парк Центрального района и Портпосёлок, а точнее — участок на пересечении улицы Комзина с Комсомольским шоссе. Велика вероятность, что проект будет реализован всё-таки в парке.

Много лет назад одна из жительниц микрорайона Портовый направляла письма в различные инстанции с просьбой создать мемориальный комплекс памяти героев-гидростроителей во главе с Иваном Васильевичем Комзиным. Обустроить аллею КГСовцев инициативная женщина предлагала на повороте с Комсомольского шоссе на улицу Комзина, недалеко от Прихода в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В итоге предложение жительницы включили в новый документ — проект планировки с проектом межевания территории микрорайона Портовый и Центральной зоны отдыха Центрального района.

И на следующей неделе, 28 ноября, в здании городской администрации на Белорусской, 33 состоятся публичные слушания, на которых планируется представить жителям Портпосёлка вариант развития их микрорайона. Конечно, речь пойдёт не только об аллее героев КГС, но и этот пункт тоже станут обсуждать.

Напомним, 9 августа 1958 года, согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР, 24 участника строительства Волжской ГЭС имени В.И.Ленина стали Героями Социалистического Труда, а электросварщик Алексей Александрович Улесов был удостоен этого звания вторично. Но сейчас портреты этих людей могут увидеть только посетители музея Куйбышевгидростроя имени Н.Ф. Семизорова. Музей работает в том корпусе школы №16, который расположен на улице Баныкина.

Хранительница огромного количества интересных и важных документов музея Тамара Теняева с удовольствием рассказывает экскурсантам о том, что «21 августа 1950 года — всего через пять лет после победоносного завершения Великой Отечественной войны — весь мир облетело потрясающее сообщение: советский народ начал строительство мощной гидроэлектростанции на Волге! По мнению зарубежных экономистов, это была величайшая дерзость — ведь они единодушно предсказывали, что для залечивания послевоенных ран Советскому Союзу потребуется по крайней мере половина столетия. Но те, кто кровью и жизнью отстоял свободу Родины, не могли и не хотели ждать долгие пятьдесят лет. Радость созидания, радость творчества нужны были им уже тогда, в первые же послевоенные годы.

Пять лет отвели партия и правительство строителям на решение сложнейшей задачи. За эти годы надо было вынуть и переработать 193,9 млн кубических метров грунта, уложить 7,671 млн кубических метров бетона, смонтировать 20 гидроагрегатов мощностью 105 тысяч киловатт каждый, отсыпать почти 4-километровую земляную плотину и, наконец, надёжно перекрыть одну из крупнейших рек мира. За 60 месяцев строители должны были выполнить огромный объём строительно-монтажных работ на общую сумму 11,534 миллиона рублей. Такого размаха работ ещё не знала мировая практика гидротехнического строительства.

Стройка началась с сооружения причалов и баз для размещения грузов. На огромной территории — от села Фёдоровка до старого Ставрополя — раскинулись десятки причалов и пристаней, корпуса складов и стоянки для прибывающей техники.

Очень трудно приходилось первым строителям гидроузла. Небольшой городок с 1800 домами не мог вместить прибывающую армию плотников, бетонщиков, каменщиков, механизаторов и других специалистов. Как вынужденная мера, наряду с первыми благоустроенными домами росли на волжских берегах приземистые деревянные бараки, комната в которых уже считалась счастьем для любой семьи.

Не хватало школ — дети первопроходцев учились в три смены, не было столовых — отцы семейств собирали «авоськи» и с сухим пайком уезжали на дамбы, в котлованы, на строительные площадки.

Но вместе со сложностями у строителей была неуёмная жажда труда, желание выполнить волю партии и народа. Счастьем для коллектива было то, что никто не пасовал перед трудностями, что именно в борьбе с ними рождались смелые и яркие натуры, мужали характеры, выдвигались новые приёмы и формы работ, вносились ценные почины и инициативы.

Люди со всех уголков Родины приехали в те годы в Жигули строить первую гидроэлектростанцию волжского каскада. Ехали и опытные строители, ехали и люди без профессии, движимые лишь горячим порывом молодого сердца. Учебный комбинат работал круглые сутки. Сотни парней и девушек уже через два-три месяца получали строительную специальность и уходили на передний край трудового фронта.

Можно сказать, Волжскую ГЭС строила вся страна. Только в проектировании сооружений гидроузла и линий электропередач, а также в организации производства работ, участвовало 130 проектных организаций и заводских конструкторских бюро. Почти 50 строительных и монтажных организаций различных министерств и ведомств непосредственно выполняли работы на строительных площадках.

В августе 1955 года был побит мировой рекорд укладки бетона в сутки (США, Гранд-Кули 15,7 т. кубометров)  — куйбышевгидростроевцы уложили за сутки 19.050 кубометров бетона.

В декабре 1955 года первый агрегат Волжской гидроэлектростанции дал промышленный ток. Электрическую энергию, выработанную в Жигулях, получили многие промышленные предприятия Куйбышевской области и столицы нашей Родины.

В 1956 году ещё 11 гидроагрегатов вступили в строй действующих. 25 апреля того же года началось заполнение котлована водосливной плотины, а 5 мая буксирный пароход «Мурманск» с караваном барж открыл судоходство через верхние судоходные шлюзы.

В следующем, 1957 году, были смонтированы и введены в строй последние восемь гидроагрегатов, закончено строительство здания ГЭС и административных зданий на судоходных шлюзах.

Одновременно со строительством гидроузла Куйбышевгидростроевцы построили на обоих берегах Волги два новых города: Ставрополь, перенесённый из зоны затопления, и Жигулёвск. Численность населения в них к 1958 году достигла 80 тысяч человек.

Общая жилая площадь, построенная за эти годы, составила 557 тысяч квадратных метров. Помимо того, строители и эксплуатационники нового гидроузла получили 18 школ, 4 больницы, 50 магазинов, 36 столовых, 11 клубов и кинотеатров, 20 бань, 21 детское учреждение. В обоих городах был сооружён водопровод, подведены магистрали для снабжения газом. Через сооружения гидроузла легли железнодорожный путь и автомагистраль Куйбышев – Москва.

В августе 1958 года правительственная комиссия подписала акт о приёмке всех сооружений гидроузла в постоянную эксплуатацию.

Отмечая замечательный труд коллектива Куйбышевгидростроя, Советское правительство наградило его орденом Ленина, а созданный гидроузел постановило именовать «Волжская ГЭС имени Владимира Ильича Ленина».

Высоко оценила Родина и труд каждого из строителей. Орденом Ленина было награждено 210 человек, орденом Трудового Красного Знамени — 580, орденом «Знак Почёта» — 1268 человек, орденом Красной Звезды — 35, 1924 человека награждены медалями Советского Союза.

24 участника строительства Волжской ГЭС имени В.И.Ленина стали Героями Социалистического Труда, а электросварщик Алексей Александрович Улесов был удостоен этого звания вторично».

Если не страна, то как минимум город должен знать своих Героев, поэтому мы перечислим имена всех  специалистов, которые 9 августа 1958 года Указом Президиума Верховного Совета СССР вместе с золотой медалью «Серп и Молот» получили высокое звание за выдающиеся успехи, достигнутые в сооружении Куйбышевской гидроэлектростанции, за большой вклад, внесённый в разработку и внедрение новых прогрессивных методов труда в строительство гидросооружений и монтаж оборудования электростанций.

1. Бедный Павел Афанасьевич — главный инженер управления «Гидроэлектромонтаж»
2. Ветчинкин Николай Дмитриевич – бригадир монтажников треста «Гидромонтаж»
3. Витальев Виктор Александрович – бригадир слесарей треста «Спецгидроэнергомонтаж»
4. Досаев Петр Алексеевич – бульдозерист
5. Евец Михаил Юрьевич – экскаваторщик
6. Игнатьев Георгий Михайлович — шофер
7. Клементьев Василий Михайлович — электросварщик
8. Комзин Иван Васильевич — начальник Куйбышевгидростроя
9. Кормин Василий Степанович — машинист крана
10. Лебедев Александр Илларионович — начальник земснаряда треста «Гидромеханизация»
11. Лямин Василий Фёдорович – экскаваторщик
12. Малышев Николай Александрович — главный инженер проекта Куйбышевской гидроэлектростанции
13. Мануйлов Николай Данилович — монтажник
14. Марьянов Владимир Борисович — бригадир электромонтажников
15. Милеант Сергей Сергеевич – водолаз
16. Мурысев Александр Сергеевич — бывший секретарь партийного комитета Куйбышевгидростроя
17. Никифоров Иван Васильевич – начальник монтажного управления треста «Спецгидроэнергомонтаж»
18. Немасев Сергей Егорович – машинист портального крана
19. Полевой Андрей Иванович — бригадир монтажников
20. Разин Николай Васильевич – главный инженер Куйбышевгидростроя
21. Прохоренко Дмитрий Фёдорович — начальник участка
22. Смирнов Кирилл Иванович — начальник и главный инженер строительно-монтажного управления
23. Трегубов Алексей Иванович — главный инженер строительного района
24. Шубина Марфа Трофимовна — бригадир штукатуров

Указ 59 лет назад подписали Председатель Президиума Верховного Совета СССР Климент Ворошилов и секретарь Президиума Верховного Совета СССР Михаил Георгадзе.

Важно отметить, что после завершения работ на ГЭС энергию орденоносного коллектива Куйбышевгидростроя перенесли на новые строительные площадки. В частности, для возведения завода синтетического каучука. Однако план создания большой химии на Средней Волге включал в себя не только «СК». Серьёзное народнохозяйственное значение отводилось и химическому заводу, который впоследствии стал крупнейшим предприятием страны по выпуску фосфора и его производных продуктов.

Тольяттинским «комбинатом плодородия» называли в прошлом веке азотнотуковый завод, который 23 августа 1966 года начал промышленное производство и выпуск удобрений из собственного сырья.

Благодаря сотрудникам Куйбышевгидростроя, в Тольятти появились крупные предприятия и другого профиля. Одним из них был завод по производству цементного оборудования (ВЗЦМ). А на северо-восточной окраине Центрального района красивым ансамблем возвышаются корпуса электротехнического завода.

Его трансформаторный цех — уникальное сооружение, крупнейшее в мире здание под одной крышей. Площадь его — 7,4 гектара.

— Об этом сооружении можно писать музыку, — сказал композитор Вано Мурадели, посетивший в 1964 году электротехнический завод. «И в этом высказывании глубокая признательность и большое восхищение мастерством строителей», — написано в одной из книг музея КГС.

Но эти заводы — лишь часть той огромной работы, которую провел Куйбышевгидрострой за годы семилетки. Всего с 1958 по 1965 годы подразделениями КГС было построено, расширено и реконструировано 22 промышленных предприятия и 5 энергетических объектов. Куйбышевгидрострой построил Жигулёвский комбинат строительных материалов, Куйбышевский аэропорт, Сызранскую электроподстанцию, Переволокский деревообрабатывающий комбинат, Тольяттинский кирпичный завод, Тольяттинский речной порт, ТЭЦ и множество других важнейших объектов.

Поэтому вполне справедливо, что в городской среде возникла мысль каким-то образом увековечить память о славном труде КГСовцев. Как следствие, в 1977 году напротив здания нынешней Думы Тольятти появился закладной камень под монумент. Но сам мемориальный комплекс в знак благодарности созидателям города построили на Центральной площади только в 2004 году.

А до появления скульптурного изображения Николая Чудотворца камень перенесли на ту аллею парка Центрального района, которая ближе других двух к улице Карла Маркса. Знаковое место время от времени благоустраивают, а летом, в День празднования профессионального праздника строителей, у камня можно увидеть свежесрезанные цветы.

Но у этой истории должно быть продолжение, — считает председатель совета ветеранов «Куйбышевгидростроя», председатель правления благотворительного фонда имени Николая Фёдоровича Семизорова Алексей Волков.

В интервью «Дню города» Алексей Степанович рассказал о том, что ещё в период губернаторства Николая Меркушкина проводил переговоры с главой региона о финансировании строительства аллеи Героев КГС в парке Центрального района. Теперь диалог необходимо продолжить с преемником — Дмитрием Азаровым. В ближайшее время Волков планирует встретиться с ним и попросить из областного бюджета 8 миллионов рублей. Есть вероятность, что в честь 100-летия комсомола деньги будут предоставлены.

По мнению Алексея Волкова, создавать мемориальный комплекс в Портпосёлке нецелесообразно, поскольку содержать там знаковый объект будет некому.

Не считает удачным местом для размещения аллеи Героев поворот в зону отдыха и Лариса Улесова, управляющая микрорайоном 27Ц, коим и является посёлок Портовый. Лариса Алексеевна является ещё и дочерью человека, ставшего дважды Героем Соцтруда. Наша собеседница считает, в целом мемориальный комплекс, конечно же, необходим для сохранения памяти о людях, построивших гидроэлектростанцию, для воспитания подрастающего поколения.

Но пересечение Комсомольского шоссе с улицей Комзина — не самое продуманное решение, касающееся размещения значимого объекта. Там автомобильная дорога и нет значительного потока пешеходов, которые могли бы остановиться, посмотреть на портреты, прочитать информацию о ветеранах Куйбышевгидростроя. Поэтому если и создавать аллею, то в более удобном для людей месте.